15 июня Верховный совет принял законопроект №5153 «Закон Украины про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины касательно стимуляции детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения одноразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единоразового сбора в бюджет», также уже известен как «Закон о налоговой амнистии» (далее – Закон). Закон вступает в силу с момента его публикации. Основная цель данного Закона, не смотря на существующие недоработки и наличие коллизионных норм, это мотивация к выводу доходов граждан и налоговых резидентов Украины из тени.
Документ предлагает применить единоразовое добровольное декларирование активов, которые были приобретены за счет доходов, которые по какой-то причине не были задекларированы ранее, и налоги с которых не уплачивались до 1 января 2021 года.
В зависимости от вида таких активов, будут применяться налоговые ставки в размере 2.5%, 5% и 9%. В случае, если налоговая служба обнаружит нарушения в выполнении налоговых обязанностей декларантом, будет применяться налоговая ставка 18%.
Декларантами могут выступать физические лица, которые являются резидентами Украины как на текущий момент, так и на момент приобретения декларируемых активов. Законом предусмотрены некоторые исключения.
Осуществить «единоразовое (специальное) декларирование» можно в период с 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2022 года. При этом, уплата сборов не ограничивается данным периодом.
Сумма сбора рассчитывается непосредственно декларантом и указывается в декларации. Если после проверки декларации налоговой службой были обнаружены несоответствия, такая сумма может быть скорректирована.
Оплата сборов должна соответствовать сумме, указанной в декларации, и осуществляться в соответствующие сроки. Неуплата или недоплата сбора в срок приведет к непризнанию декларирования активов, что повлечет за собой отсутствие гарантий со стороны государства.
В Законе указан перечень активов, которые подпадают под налоговую амнистию, а также основные условия принятия данных активов к числу объектов декларирования. Основными исключениями из которых являются активы, полученные вследствие действий с признаками преступления (кроме уклонения от уплаты налогов и некоторых других экономического характера), а также денежные средства в наличной форме – для них прописывается порядок внесения на специально открытые счета в банках, после чего они могут декларироваться.
Основным мотивирующим фактором декларирования подразумевается освобождение декларантов от ответственности за неуплату соответствующих налогов в предыдущих периодах при приобретении тех или иных активов, а также от проверок по этим источникам доходов. Но так ли это на самом деле?
Возникает ряд сомнений касательно распространения действия законодательства, связанного с финансовым мониторингом. Ведь при внесении наличных средств на специальные банковские счета, банки также будут проверять источники происхождения таких средств. Диапазон и глубина такой проверки устанавливается каждым банком индивидуально и зависит от конкретики вашего кейса.
Также возникает вопрос о необходимости такого декларирования: это все-таки наше ПРАВО или ОБЯЗАННОСТЬ? Не будет ли считаться неподача такой декларации, как отсутствие таких активов?
Как быть с активами, которые не подлежат налогообложению, согласно действующему законодательству? Например, недвижимость в пределах установленной допустимой площади (квартира до 120 кв. м, дом до 240 кв. м, нежилые помещения площадью до 60 кв. м, земля в размере участков, подлежащих бесплатной передаче), или наличие некоммерческого транспортного средства.
Эти и другие вопросы могут внести оттенок сомнительного исполнения Закона без возникновения при этом дополнительных непредвиденных проблем у декларантов с контролирующими органами.
Хочется верить, что все-таки декларанты смогут получить и реализовать свое ПРАВО без дополнительных административных сложностей, а ведь так основная цель данных нововведений не будет утрачена.
Хотим обратить ваше внимание, что последнее время в Украине (и в мире) вступили в силу законы, направленные против уклонения от уплаты налогов. Этому также способствует полная цифрализация всех жизненных процессов. Началась ЭРА ПРОЗРАЧНОСТИ. Поэтому рано или поздно вся информация по доходом, расходам, уплате налогов на каждого отдельного гражданина и в Украине, и в других странах – будет видна и доступна для анализа контролирующих органов. Мы пока находимся в начале пути, но этот процесс неизбежен. Отсидеться «в кустах» – не получиться. С 01.01.22 года в Украине заработает закон 466 по КИК, вступили в силу законодательные акты по регистрации, проверке Постоянно Действующих Представительств и материнских иностранных компаний, продолжает развиваться законодательство по автоматическому обмену налоговой информацией CRS, работают соглашения между странами по обмену информацией и запросами, подписываются новые (например, 29 жовтня 2019 р. ратифіковано Угоду між Урядом України та Урядом Сполучених Штатів Америки для поліпшення виконання податкових правил й застосування положень Закону США “Про податкові вимоги до іноземних рахунків” (FATCA)), в Европе реализуются положения уже 5 директивы ЕС Директива по борьбе с отмыванием денег (AMLD), которая обязывает европейские страны вести открытые торговые реестры бенефициаров и т.д.
Мир изменился. И вести бизнес легально во всем мире и уплачивать налоги – станет трендом ближайших десятилетий.