Сегодня обсуждаем вопрос, часто возникающий у наших клиентов (граждан Украины), в случае ведения ими международной хозяйственной деятельности.
Любая хозяйственная деятельность предполагает наличие счета, инвестиции за рубеж, владение корпоративными правами, получение дивидендов от этой деятельности.
Итак, за исходные данные примем тот факт, что физическое лицо является налоговым резидентом Украины и владеет иностранной компанией, которая была зарегистрирована без лицензии НБУ. Соответственно, иностранная компания имеет счет в иностранном банке. Пусть у этого физического лица есть личный счет за пределами Украины, который был открыт также без лицензии НБУ. Физическое лицо распределяет дивиденды со счета иностранной компании на свой личный счет в конце отчетного периода.
Вопросы:
– Может ли быть физическое лицо привлечено к ответственности за отсутствия лицензии НБУ (если может, то как этого избежать)?
– обязано ли физическое лицо декларировать доходы, получаемые на личный счет за пределами Украины и платить налог с этих доходов (если да, то по какой ставке)?
– какая ответственность может наступить за неуплату налогов?
1. О лицензиях НБУ для инвестирования за границу и открытии валютных счетов за рубежом.
Наиболее часто наши клиенты опасаются ответственности за нарушение требований Декрета Кабинета Министров Украины «Про систему валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 № 15-93 (далее – Декрет КМУ): http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/15-93
В период с 2 декабря 1992 года по 20 мая 1993 года Кабинет Министров Украины был временно наделен полномочиями издавать нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой закона. Одним из принятых в этот период актов является рассматриваемый нами декрет. На практике это значит, что вносить в него изменения или отменить его действие имеет право только Верховная Рада Украины, а все подзаконные нормативные акты должны соответствовать этому декрету.
Статья 5 Декрета КМУ содержит перечень операций, требующих обязательного получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины.
Наибольшего внимания заслуживают два подпункта этой статьи, которые предусматривают обязательное получение индивидуальной лицензии НБУ в следующих случаях:
– для размещения валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины (подпункт «д» пункта 4 статьи 5);
– для инвестиций за границу, в том числе, путем приобретения ценных бумаг (подпункт «е» пункта 4 статьи 5).
За отсутствие лицензии статья 16 Декрета КМУ предусматривает штраф на всю сумму операции, совершенной без соответствующей лицензии:
– если физическое или юридическое лицо разместило на валютном счету за пределами Украины сумму, эквивалентную 5 млн. грн, то штраф составит 5 млн. грн;
– если физическое или юридическое лицо осуществило инвестиции за границу, в том числе, путем приобретения ценных бумаг на сумму, эквивалентную 1 млн грн., то штраф составит 1 млн. грн.
Пусть Вас не пугает высокая сумма штрафа. Не стоит забывать о валютной либерализации.
Постановлением Правления НБУ от 23 февраля 2017 года № 14 были внесены изменения в два ключевых подзаконных акта, регулирующих порядок применения Декрета КМУ:
– Инструкцию о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденную постановлением Правления НБУ от 16.03.1999 № 122;
– Положение о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на размещение резидентами (юридическими и физическими лицами) валютных ценностей на счетах за пределами Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 14.10.2004 № 485.
Отныне «размещением» валютных ценностей на счету физического лица является их перевод из Украины. Если физическое лицо откроет счет за пределами Украины и перечислит туда деньги не с территории Украины, то никакая лицензия не нужна:
Ссылка на первоисточник: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/z0259-99
Что касается лицензий на инвестирование за границу (в том числе, путем покупки корпоративных прав или внесения средств в уставной капитал компании), то теперь получение такой лицензии не требуется, если деньги для этой операции перечисляются не с банковского счета, открытого на территории Украины:
Ссылка на первоисточник: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z1413-04
2. Владение компанией-нерезидентом.
Физическое лицо не нарушает действующее законодательство Украины только тем, что является бенефициаром нерезидентной компании. Рассмотрим ситуацию более подробно и со ссылками на законодательство.
Для размещения валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины лицензия НБУ нужна только физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами Украины (например, Шотландское партнерство, как и любая другая иностранная компания, не является резидентом Украины — для открытия валютных счетов за пределами Украины иностранным компаниям не нужно получать разрешение в Украине).
Обретение статуса бенефициара иностранной компании не является «приобретением ценных бумаг».
Попробуем разобраться с тем, как правоотношения между бенефициаром и номинальными собственниками воспринимаются судами в Украине. Сделаем это на примере определения Высшего Административного Суда Украины от 14 февраля 2017 года в деле № 826/7238/16 (кассационное производство № К/800/22730/16): http://reyestr.court.gov.ua/Review/64890397
Как видим, судебная практика признает, что при обретении статуса бенефициара Вы не получаете юридического права собственности на акции компании, которые на основании трастовой декларации принадлежат «доверительному управляющему». Соответственно, Вы не приобретаете никаких ценных бумаг, когда становитесь бенефициаром иностранной компании.
Дефиниция понятия «траст» была взята судом из Положении про порядок предоставления данных о структуре собственности банка, утвержденного постановлением Правления НБУ от 21.05.2015 № 328 (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/v0328500-15).
Аналогичная дефиниция содержится также в Положении про порядок выдачи небанковским финансовым учреждениям лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов, утвержденном постановлением Правления НБУ от 17.08.2017 № 80 (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/v0080500-17). Это дает основания утверждать о том, что в Украине сформировалось официальное толкование понятия «траст».
Даже по старому законодательству быть бенефициаром можно было вполне законно. Проблемы могли возникнуть при прямом владении иностранной компанией, которая не была получена в подарок. Но с 2017 года валютная либерализации еще более смягчила требования законодательства и в данном вопросе.
Что касается лицензий на инвестирование за границу (в том числе, путем покупки корпоративных прав или внесения средств в уставной капитал компании), то теперь получение такой лицензии не требуется, если деньги для этой операции перечисляются не с банковского счета, открытого на территории Украины (даже если Вы регистрируете или покупаете компанию с прямым владением). Естественно, что при регистрации своего бизнеса в любой стране мира, резиденты Украины не перечисляют за границу деньги с банковского счета, открытого на территории Украины.
Ссылка на первоисточник: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z1413-04
3. О налогообложении дивидендов и ответственности за уклонение от уплаты налогов.
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Украины обязаны декларировать свой общемировой доход и платить с него налоги. Ставка налога на дивиденды полученные от компании-нерезидента составляет в Украине 9,5%. С детальным разъяснением ГФС Украины Вы можете ознакомиться по ссылке:
http://dn.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/318386.html
Возможные последствия уклонения от уплаты налогов: штраф от 85 грн. до 170 грн. + штраф на 25% от суммы неуплаченных налогов + обязанность уплатить все неуплаченные налоги в полном объеме + уголовная ответственность в случае, если сумма неуплаченных налогов превышает 800 000 грн.:
– если сумма неуплаченных налогов от 800 000 грн. до 2 399 999 грн., то уголовная ответственность будет в виде штрафа в размере от 17 000 грн. до 34 000 грн. + официальная судимость;
– если сумма неуплаченных налогов от 2 400 000 грн. до 3 999 999 грн., то уголовная ответственность будет в виде штрафа в размере от 34 000 грн. до 68 000 грн. + официальная судимость;
– если сумма неуплаченных налогов составляет от 4 000 000 грн., то уголовная ответственность будет в виде штрафа в размере от 255 000 грн. до 425 000 + конфискация всего имущества (которая не освобождает от уплаты штрафа) + официальная судимость.
Юридические основания:
Штраф от 85 грн. до 170 грн. предусмотрен статьей 163*1 Кодекса про административные правонарушения Украины: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/80731-10/print
Штраф на 25% от суммы неуплаченных налогов предусмотрен пунктом 123.1 статьи 123 Налогового кодекса Украины (при повторном уклонении – штраф 50% вместо 25%): http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/print
Уголовная ответственность предусмотрена статьей 212 Уголовного кодекса Украины: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/print
Таким образом, если предполагается, что гражданин Украины получает дивиденды, то он обязан заявить об этом в декларации о валютных ценностях, которая сдается ежегодно до 10 мая за прошлый год и заплатить с этой суммы налог 9,5%. Уголовная ответственность за неуплату налогов в данном случае начинается с суммы дивидендов (округленной), полученной резидентом Украины, в размере 323800 долларов США.
4. Прогнозы на будущее. Что будет после принятия закона о КИК?
Ситуация может кардинально измениться в случае принятия закона о контролируемых иностранных компаниях. Соответствующий законопроект был разработан еще в 2016 году, но за это время даже не был рассмотрен Верховной Радой в первом чтении. С презентацией на эту тему можно ознакомиться здесь:
http://eimg.pravda.com/files/0/1/Koncepcija_vprovadzhennja_osnovnyh_rekomendacij_BEPSv_Ukraini.pdf
На Международном налоговом форуме 2017 в Киеве (http://pravo.ua/events.php?id=50) Андрей Журжий, занимающий должность первого заместителя председателя Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины заявил, что по его прогнозам этот состав Верховной Рады не проголосует за принятие закона о КИК до конца своей каденции и соответствующий закон может быть принят уже новым составом Верховной Рады не ранее 2019 года.
Оставайтесь с нами и читайте только качественную аналитику.