В последнее время процедура открытия корпоративного счета значительно усложнилась. Прежде всего, потому что международная банковская система претерпевает сильные законодательные изменения
и превращается в основательную бюрократическую машину, которая требует от клиента бумажного подтверждения каждого заявленного факта о себе. Это сильно затягивает время, необходимое для открытия счета, и не гарантирует в принципе, что счет банком будет открыт. Поэтому ниже мы изложили основные моменты, которые надо учитывать для успешного открытия счета в иностранном банке.
При открытии корпоративного счета банк проводит комплаенс по трем направлениям:
Комплаенс (англ. Compliance – соответствие), это проверка банком каждого своего нового (при открытии счета) либо действующего (при совершении подозрительных транзакций или устаревании, предоставленных ранее документов) клиента, в ходе которой оценивается вероятность (степень риска) использования клиентом банковского счета для незаконных действий.
Тщательность проверки может варьироваться в зависимости от банка, но открыть анонимный счет без комплаенса (чтобы банк не знал ничего о своем клиенте) или купить компанию с открытым счетом, которым можно сразу пользоваться без прохождения дополнительных проверок уже не возможно.
Банковский комплаенс направлен на то, чтобы отсеивать тех клиентов, в законности деятельности которых банк не может быть уверен на все 100%, например:
Банки стараются избавиться от «токсичных» клиентов, поскольку они рискуют потерять лицензию или обанкротиться в случае, если будет выявлено, что банк использовался для отмывания денег или для финансирования терроризма (как в начале 2018 года было с латвийским банком ABLV).
Зачастую банки отказывают в открытии счета лишь потому, что клиент допустил ошибки при заполнении аппликационных форм, либо предоставил недостаточно точное описание своего вполне реального и законного бизнеса.
Мы можем существенно уменьшить вероятность возникновения таких ситуаций за счет многолетнего опыта по сопровождению открытия счетов и помощи клиентам с прохождением требовательного комплаенса. Но даже мы не всесильны и вероятность отказа все равно существует (такая вероятность существует всегда, ее можно уменьшить, но нельзя исключать полностью).
Именно поэтому перед принятием Вами решения об открытии счета предлагаем Вам ознакомиться с основными положениями, на которых основывается банковский комплаенс в большинстве стран по всему миру.
Речь идет о документе под названием «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» также известном, как «Рекомендации FATF 2012 года» (несмотря на название, наиболее свежая редакция этого документа датируется февралем 2018 года), а также об официальных пояснительных записках FATF на тему проведения банковского комплаенса.
Несмотря на присутствие в названии слова «рекомендации», фактически, этот документ, является основой для KYC/AML законодательства всех стран мира, исключение составляют: Ирак, Иран, Йемен, Косово, Северная Корея, Сирия, Тунис, Шри-Ланка, Эфиопия – это страны, которые еще не в полной мере привели свое законодательство в соответствие с рекомендациями FATF. Во всех остальных странах национальное законодательство уже дублирует эти рекомендации и банки, которые не в полной мере им следуют могут быть признаны нарушителями.
С полным текстом Рекомендаций FATF Вы можете ознакомиться на официальном сайте этой международной организации по ссылке: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html)
Далее приведены наиболее важные выдержки из Рекомендаций FATF, которые касаются процедуры открытия счета, а также комментарии наших юристов.
Базовые положения о банковском комплаенсе и due diligence
(источник: 10-я рекомендация FATF)
Финансовым учреждениям должно быть запрещено вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена. Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать меры по осуществлению due diligence своих клиентов при:
(i) установлении деловых отношений;
(ii) совершении разовых операций (сделок): на сумму, превышающую установленное пороговое значение (15 000 долларов США /евро)…; или наличии подозрений в отмывании денег, или финансировании терроризма; или наличии у финансового учреждения сомнений в достоверности, или достаточности полученных ранее данных о личности клиента.
Комментарии юриста:
Анонимные банковские счета остались в прошлом. Банк всегда должен знать своего клиента и провести его тщательную проверку при открытии счета. Более того, банк должен убедиться, что предоставленная клиентом информация является достоверной.
Если клиент предоставляет недостаточно информации и документов, изучение которых не позволяет однозначно утверждать о том, что такой клиент не участвует в отмывании денег или финансировании терроризма – банк отказывает в открытии счета. Любое сомнение интерпретируется не в пользу клиента.
Каждая смена подписана по банковскому счету приводит к тому, что полученных ранее данных о личности клиента становится недостаточно и банк инициирует новую проверку.
Именно так выглядит реальность, в которой сейчас живет большинство развитых стран. Если некоторые банки все еще не в полной мере соблюдают эти правила – их деятельность становится объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов. В конечном итоге это приводит к ужесточению банком своих правил, либо к закрытию банка после установления фактов отмывания денег либо, финансирования терроризма его клиентами (которые были допущены банком вследствие недостаточного контроля).
Оценка риска
(источник: пункт 8 пояснительной записки к 1 рекомендации FATF)
Оценка риска — финансовые учреждения должны быть обязаны принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков отмывания денег и финансирования терроризма (по клиентам, странам и географическим регионам; продуктам, услугам, операциям и каналам сбыта). Они должны документировать эти оценки, чтобы иметь возможность продемонстрировать основания оценки, обеспечивать их актуальность, а также иметь соответствующие механизмы для представления информации по оценке рисков в компетентные органы. Характер и степень любой оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма должны соответствовать характеру и размеру бизнеса.
Комментарии юриста:
Тщательность проверки банком своего клиента зависит от особенностей бизнеса такого клиента. Очевидно, что риск отмывания денег или финансирования терроризма предельно мал в случае открытия счета местной компанией (которая расположена с банком в одной и той же стране), занимающейся простым и понятным видом бизнеса (например, ресторанным) и указывающей в анкете для открытия счета ожидаемый оборот, который является типичным для этого вида бизнеса.
Если же речь идет о компании-нерезиденте, занимающейся консалтингом с ожидаемым оборотом на сотни тысяч долларов – очевидно, риск того, что такой клиент попробует использовать банк для отмывания денег или финансирования терроризма – существенно выше. Конечно, в мире есть масса консалтинговых фирм, зарабатывающих десятки и сотни миллионов долларов и сам только вид деятельности не ведет к отказу банка при открытии счета. Просто в таких ситуациях банк проводит дополнительную проверку и запрашивает данные, позволяющие установить, что бизнес клиента не является вымышленным.
Due diligence для юридических лиц
(источник: пункт 5 пояснительной записки к 10 рекомендации FATF)
При выполнении процедур проверки в отношении клиентов, являющихся юридическими лицами финансовые учреждения должны быть обязаны установить и удостоверить личность клиента, изучить характер его деятельности, форму собственности и структуру управления.
Требования к идентификации и проверке клиентов и бенефициарных собственников, изложенные ниже в пунктах (a) и (b), направлены на решение двух задач, во-первых — предотвращение незаконного использования юридических лиц и образований посредством глубокого изучения клиента для правильной оценки связанных с деловыми отношениями потенциальных рисков отмывания денег и финансирования терроризма; и во-вторых, принятие соответствующих мер для снижения этих рисков. Данные требования должны естественным образом дополнять друг друга, как две стороны одного процесса. В данном контексте финансовые учреждения должны быть обязаны:
(a) идентифицировать и верифицировать клиента. Меры, которые обычно необходимы для удовлетворительного выполнения данной функции, потребуют получения следующей информации:
(i) название, юридическая форма и документ об учреждении — проверку можно осуществить, например, по свидетельству о регистрации, certificate of good standing, партнерскому соглашению, трастовому договору или другим документам из надежного независимого источника, подтверждающим название, форму и текущий статус клиента;
(ii) правомочия, регулирующие деятельность и обязательства юридического лица или образования (например, устав и учредительный договор), а также имена соответствующих лиц, занимающих высшие руководящие должности в структуре такого юридического лица или образования (например, старших управляющих, директоров компании, доверительных собственников траста);
iii) адрес зарегистрированного офиса и, если они отличаются, фактический адрес места осуществления деятельности;
(b) идентифицировать бенефициарных собственников клиента и принимать разумные меры для удостоверения личности таких лиц, используя следующую информацию:
(i) для юридических лиц:
(i.i) персональные данные физических лиц (если таковые есть, поскольку возможно такое распределение долей участия, при котором физических лиц (действующих самостоятельно или совместно), осуществляющих контроль над юридическим лицом через право собственности, может и не быть), владеющих, в конечном итоге, контрольной долей участия 30% в юридическом лице;
(i.ii) в тех случаях, когда имеются сомнения по пункту (i.i), являются ли лица (лицо) с контрольной долей участия бенефициарными собственниками (собственником) или ни одно физическое лицо не осуществляет контроль через имущественные интересы, личные данные физических лиц (если есть), осуществляющих контроль юридического лица или образования на иных основаниях;
(i.iii) если физических лиц, указанных в пунктах (i.i) или (i.ii) выше, не выявлено, то финансовые учреждения должны идентифицировать и принять разумные меры для удостоверения личности соответствующего физического лица, занимающего старшую руководящую должность.
Комментарии юриста:
Это – стандартная процедура, которую должны проходить клиенты при открытии счета. Для некоторых ситуаций предусмотрен упрощенный ее вариант, но мы не будем сейчас их рассматривать (к сожалению, упрощенные процедуры не применяются по отношению к собственникам международного бизнеса, являющимся резидентами Украины). Отказ от предоставления данных для проведения проверки либо предоставление данных, которых недостаточно для проведения проверки – все это ведет к отказам банков в открытии счета.
Определение высокого риска
(источник: пункт 15 поясниельной записки к 10 реккомендации FATF)
Существуют обстоятельства, характеризующиеся более высокой степенью риска отмывания денег или финансирования терроризма и требующие принятия усиленных мер проверки KYC/AML. При оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с типами клиентов, странами или географическими областями, конкретными продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, примеры ситуаций потенциально высокого риска (помимо указанных в Рекомендациях с 12 по 16), могут быть следующими:
(a) Факторы риска, связанные с клиентом:
■ Деловые отношения осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между финансовым учреждением и клиентом).
■ Клиенты, не являющиеся резидентами.
■ Использование юридических лиц или образований для накопления личных средств.
■ Компании, которые имеют номинальных акционеров или акции на предъявителя.
■ Бизнес интенсивно использует наличную форму расчетов.
■ Структура собственности компании кажется необычной или излишне сложной, учитывая характер деятельности компании.
(b) Страновые или географические факторы риска:
■ Страны, не имеющие надлежащих систем противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, что должно быть установлено такими надежными источниками, как отчеты о взаимной оценке или отчеты о детальной оценке, или опубликованные отчеты о прогрессе.
■ Страны, в отношении которых применены санкции, эмбарго или аналогичные меры, установленные, например, Организацией Объединенных Наций.
■ Страны, определенные надежными источниками как имеющие высокий уровень коррупции или другой преступной деятельности.
■ Страны или географические области, которые, по данным надежных источников, предоставляют финансирование или поддержку террористической деятельности или на территории которых действуют установленные террористические организации.
(c) Факторы риска, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставки:
■ Частный банкинг.
■ Анонимные операции (сделки) (которые могут включать наличность).
■ Деловые отношения или операции (сделки), осуществляемые без присутствия сторон.
■ Платежи, полученные от неизвестных или несвязанных третьих лиц.
Комментарии юриста:
Собственники международного бизнеса, являющиеся резидентами Украины попадают в группу повышенного риска. Наиболее осторожные банки вообще не открывают счета компаниям, контролируемым бенефициарами из Украины. Причиной тому является высокий уровень коррупции и длящаяся несколько лет антитеррористическая операция на востоке страны.
Ситуация становится еще сложнее, если счет открывается на нерезидентную компанию (когда компания открывает банковский счет не в той стране, где она зарегистрирована, а на другом конце света), в структуре компании присутствуют номинальные акционеры или структура собственности является запутанной («матрешка» в которой одна компания владеет второй компанией, а та в свою очередь – третьей и так далее). В таких ситуациях открытие счета становится все сложнее и банки применяют усиленные меры проверки клиентов.
Усиленные меры due diligence
(источник: пункт 20 пояснительной записки к 10 рекомендации FATF)
Финансовые учреждения должны изучать, в пределах разумного, основания их цель всех сложных, необычно крупных операций (сделок) и всех необычных схем сделок, которые не имеют очевидной экономической или правовой цели. При повышенном риске отмывания денег или финансирования терроризма финансовые учреждения должны быть обязаны принимать усиленные меры контроля в соответствии с выявленными рисками. В частности, они должны усилить степень и характер мониторинга деловых отношений, чтобы определить, являются ли соответствующие операции (сделки) или деятельность необычными или подозрительными. Примеры мер KYC, которые могут применяться в отношении деловых отношений, характеризующихся повышенным риском, включают:
■ получение дополнительной информации о клиенте (например, род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, Интернет и т.д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;
■ получение дополнительной информации о характере деловых отношений;
■ получение информации об источнике средств или источнике состояния клиента;
■ получение информации о причинах запланированных или проведенных операций (сделок);
■ получение от высшего руководства разрешения на установление или продолжение деловых отношений;
■ осуществление усиленного мониторинга деловых отношений путем увеличения количества и частоты проверок и выявления характера операций (сделок), которые требуют дальнейшей проверки;
■ требование о проведении первого платежа через открытый на имя клиента счет в другом банке, подчиняющемся аналогичным стандартам НПК.
Комментарии юриста:
Некоторые клиенты не понимают, почему банк требует так много информации или проводит проверку каждой сделки. Такое поведение банка говорит о применении усиленных мер due diligence из-за присутствия у клиента дополнительных факторов риска, которые были описаны выше. Если не выполнять все требования банка или предоставлять недостаточно полную информацию, то банк придет к выводу о невозможности достоверно подтвердить законность деятельности клиента и последует закрытие счета.
Лучший способ ускорить открытие счета и уменьшить количество вопросов со стороны банка – предоставить максимально полный пакет документов:
– паспорта бенефициара;
– utility bill не старше 3-х месяцев;
– Bank Reference Letter (рекомендательное письмо из банка, который Вас знает);
– данные о 3 поставщиках и 3 заказчиках + контракты;
– документы о высшем образовании бенефициара (диплом);
– письменное CV бенефициара в произвольной форме (все места работа и бизнес);
– документы о трудовой деятельности бенефициара или документы о регистрации бенефициара в качестве физического лица-предпринимателя;
– документы о материальном положении бенефициара (выписка о движении средств с личного банковского счета за 6 месяцев; документы о праве собственности на недвижимость и автомобиль; выписка о движении средств с корпоративного банковского счета за 6 месяцев одной из уже существующих компаний бенефициара и документы о владении компанией; со счета которой сделана выписка).
Обращаем Ваше внимание на то, что не все из приведенных выше документов обязательно должны быть у Вас в наличии (это перечень возможных документов). Понимая, какие документы вы можете предоставить в банк, в какой юрисдикции находиться компания, конкретику именно вашего бизнеса, мы можем порекомендовать вам, в каком банке у вас большая вероятность на успешное открытие корпоративного счета.