За прошедшие 40 лет основные изменения в налоговой системе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии происходили в основном вследствие проводимых налоговых реформ.
Так, главным было изменение законодательства в связи с вступлением Великобритании в Европейский Союз и с его требованиями о ликвидации фискальных границ, что определённо повлияло на порядок взимания налога на добавленную стоимость, применение правил избежания двойного налогообложения прибыли, дивидендов и процентов.
И на сегодняшний день самым большим влиянием на налоговую систему Великобритании остаётся событие, связанное с ЕС, а именно–выход Великобритании из Европейского Союза, решение о котором было поддержано 51,9 % проголосовавших на референдуме 23 июня 2016 года.
Лидеры государств ЕС решили предоставить Великобритании уже вторую «гибкую» отсрочку даты выхода Великобритании–до 31-го октября текущего календарного года с оговоркой, что Соединённое Королевство должно будет покинуть Евросоюз 1 июня 2019 года, если откажется от проведения выборов в Европарламент, которые должны состояться с 23 по 26 мая 2019 года.
Таким образом, Великобритания уже почти три года как находится в подвешенном состоянии, также как и Европейский Союз, в отношениях друг ко другу, однако за этот период всё явнее проясняется масштаб будущих изменений, в т.ч. налоговых. Понимаем, что в конечном итоге судьба налогового сегмента политики страны будет определяться результатами переговоров между ЕС и Великобританией, однако уже сейчас можно прогнозировать следующее ⤵
І) основным таковым последствием станет проблема правового, законодательного аспекта: после выхода из Европейского Союза Великобритания будет далека от законодательства ЕС, что означает, что она будет обязана восстановить все свои договора и заключить новые налоговые соглашения в самостоятельном порядке.
Кроме того, большинство налоговых изменений, особенно НДС, будут внесены через подзаконные акты, и можно себе только представить в каком объеме Парламент должен будет это тщательно изучить, в связи с чем вероятным является риск принятия налогового законодательства в короткие сроки без базы должного предварительного консультирования (обсуждения).
Также возникнут вопросы, связанные и с судебным процессом: высшей судебной инстанцией в Великобритании после Brexit будет Верховный суд, а не Европейский суд (CJEU), и хотя Верховный суд будет связан решениями CJEU, принятыми до Brexit, на данный момент не совсем ясно что произойдёт с теми налоговыми делами, которые в настоящее время проходят через CJEU или даже с теми, которые передаются в CJEU в течение переходного периода, особенно если дела не планируется рассматривать до тех пор, пока Великобритания не покинет ЕС;
ІІ) последствия по отношению к косвенным налогам. Так как они являются общеевропейскими налогами, вполне вероятно, что они будут затронуты Brexit в большей степени:
1) НДС: во время кампании по референдуму было высказано предположение о том, что Brexit позволит правительству ввести нулевую ставку на внутренние поставки топлива и энергии, но в то же время нет шансов на то, что НДС будет полностью отменен, поскольку он является основным источником доходов для страны. Также при этом очевидным является изменение, касающееся НДС при приобретении товаров, поступающих в Великобританию. После того, как случится выход из ЕС, поступающая продукция будет облагаться импортным НДС, который не может быть возмещен и который должен будет быть уплачен.
2) Таможенная пошлина: останется ли Великобритания членом Таможенного Союза Европейского Союза? Если даже да, то это не может гарантировать беспроблемную торговлю товарами, поступающими в Великобританию и вывозимыми из неё. Возможно останутся нулевые тарифы на товар, однако все равно будут возникать трансграничные проблемы, увеличится количество административных формальностей на границе страны, ведь для того, чтобы свободно перемещать товары через границу нужен единый рынок, единые правила. На примере бизнеса пищевой промышленности можно сделать вывод, что замедленное или затрудненное прохождение продукта через границу затребует дополнительных финансовых затрат для сохранения должного качества того же продукта: отправляя охлажденный скоропортящийся продукт в любую страну ЕС понадобится его более дольшее хранение или более сильная заморозка, а это деньги, а значит, в итоге, продукт поднимется в цене.
Таким образом, если Великобритания не заключит специальное торговое соглашение с ЕС (о свободной торговле или о торговле с низким уровнем пошлин), Великобритании потребуется пересмотреть все свои цепочки поставок товаров, иначе экспорт и импорт товаров между Великобританией и Союзом будет затронут таможенными платежами и налогом на добавленную стоимость. Это определённо снизит привлекательность экспорта, он станет более затратным для покупателя. И неизвестно, сколько времени потребуется стране для заключения новых соглашений о благоприятных товарных условиях.
ІІІ) в отношении прямых налогов: в отличие от косвенных налогов они не предусмотрены договорами ЕС. Корпоративный налог, налог на прирост капитала, подоходный налог являются «личными» налогами Соединённого Королевства, но и они изменяются и перестраиваются. Так, в связи с выходом из ЕС дальнейшая тенденция Великобритании, к примеру, по снижению ставки корпоративного налога к запланированным на начало апреля 2020 года 17 (семнадцати) % маловероятна (для справки: с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года ставка составляла 20%, на период с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 года – 19%, к 1 апреля 2020 года ожидалось снижение ставки налога до 17%), ведь данный налог является одним из важных источников финансирования государства, и на фоне иных финансовых расходов, затрат и убытков в результате Brexit экономика Великобритании вряд ли сможет себе это позволить.
По отношению к физическим лицам и подоходному налогу: так как выход Соединённого Королевства из Европейского Союза уже неизбежен, продолжается обсуждение вопросов, связанных с иммиграцией. Уже были объявлены новости об изменении в части увеличения налоговой ставки на доход состоятельных физических лиц, живущих в Великобритании на долгосрочных условиях. Лица, владеющие недвижимостью в других странах ЕС, оказаться вне защиты от налогов и социальных сборов, которые налагаются самим Европейским союзом на граждан тех стран, что не входят в него.
IV) также следует отметить Европейские директивы, ряд которых направлен на снижение налогового бремени на едином рынке. К примеру, Директива Совета Европейского Союза о процентах и роялти (COUNCIL DIRECTIVE 2003/49/EC of 3 June 2003 on a common system of taxation applicable to interest and royalty payments made between associated companies of different Member States) исключает удержание налогов с процентов и роялти. Поэтому при отсутствии нужных соглашений, договоров и Директив выплаты дивидендов, процентов и роялти между налогоплательщиками Великобритании и государствами-членами ЕС должны будут облагаться подоходным налогом.
Подводя итоги, стоит обратить внимание, что только практическая реализация любых изменений покажет истинное положение вещей, в том числе в сфере налогообложения. Однозначно Brexit даст невероятную возможность проанализировать кем для себя и для Европейского мира является Великобритания после выхода из ЕС, и кем является Европейский Союз без Великобритании. Акционерам и бенефициарам английских компаний необходимо провести аудит своих бизнес-моделей, чтобы быть готовыми к изменениям, или создать аналогичную бизнес-модель в иной стране ЕС, пока стабилизируется налоговая ситуация в Великобритании.
В нашем Телеграм-канале – Offshore news Today