Правила внешней политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза о справедливой налоговой практике теперь будут реализованы и в Швейцарии
в результате проведения налоговой реформы, за которую на федеральном референдуме 19 мая 2019г. проголосовало 66,4% швейцарских избирателей. Так, данный результат публичного голосования закончил годы спорных дискуссий и неудавшихся прежних попыток провести реформу фискальной системы страны, и начинает переход налогового законодательства Швейцарии к международно принятому.
Для справки: налоговая система Швейцарии представляет собой децентрализованную структуру в три уровня: федеральный, кантональный, муниципальный. При этом основная масса налоговых платежей приходится на кантональные и муниципальные налоги.
Комбинированный комплекс мер в рамках одобренной единой Налогово-пенсионной реформы 2019 представляет собой обязательные меры (все без исключения кантоны должны будут принять их) и необязательные, которые могут быть включены в кантональное налоговое законодательство по усмотрению соответствующих кантонов.
Приводим наиболее важные положення реформы, особенно для многонациональных групп:
1) Прекращение действующих особых налоговых режимов (обязательно):
Именно привилегированный налоговый режим давно уже находится в центре критических претензий со стороны ЕС, который считает подобное незаконной государственной субсидией бизнесу, что противоречит, как минимум, Соглашению о свободной торговле, подписанному в 1972 году между Швейцарской Конфедерацией и Общим рынком;
2) Режим Patent Box на кантональном уровне (обязательно)—вводится в соответствии со стандартами ОЭСР. Это специальный низкий корпоративный налоговый режим, используемый для стимулирования блока интеллектуальной собственности, инноваций: чистая прибыль от швейцарских и зарубежных патентов и аналогичных иных защищенных прав интеллектуальной собственности облагается налогом отдельно от других коммерческих доходов. Однако расчет прибыли и налогов по данному режиму достаточно непрост, что потребует дополнительных административных усилий, а значит, компания изначально должна будет иметь и достаточные экономические возможности;
3) R&D супер–вычет/Research and Development super deduction (рекомендовано). Расходы компании на исследования и разработки связаны соответственно с исследованиями и разработками товаров или услуг компании, которые она обычно несёт в процессе поиска и создания новых продуктов или услуг. И в качестве вида операционных расходов компания может вычесть такие расходы на R&D из своей налоговой декларации. Введение кантонами супер-вычета для исследований и разработок моментально отразится на привлекательности Швейцарии как места для проведения R&D;
4) Раскрытие скрытых резервов/Disclosure of hidden reserves (обязательно)– скрытые резервы, включая любые созданные ими goodwill (нематериальные блага: деловая репутация компании, деловые наработанные связи, фирменный бренд, ТМ и т.д.), в процессе транзита от привилегированного налогообложения к обычному или при миграции в Швейцарию должны будут подтверждаться налоговыми органами.
В настоящее время кантоны имеют 2 налоговых модели в аспекте раскрытия скрытых резервов:
5) Условный вычет процентов на капитал/Notional interest deduction–кантоны с высокими налогами имеют возможность введения условного вычета процентов по избыточному капиталу. В соответствии с текущими намерениями кантональных правительств только к кантону Цюрих будет применимо данное правило;
6) Ограничения общей налоговой льготы/Overall tax relief (обязательно): те же Patent box, супер-вычет, условный вычет процентов на капитал подлежат ограничению максимальной налоговой льготой в 70%.
В целом ожидается некое уравнивание доли кантона в федеральных налоговых поступлениях: вырастет с 17% до 20%.
Также, сообщается, что наряду с общенациональным голосованием кантоны Женева и Золотурн проголосовали в то воскресенье и на региональном уровне за принятие/непринятие соответствующих законов о проведении налоговых реформ:
Таким образом, 19 мая 2019 г., вынеся на суд народа пакет реформ (в комплексе с налоговыми преображениями имеются пенсионная реформа и вопрос модернизации оружейного законодательства) Швейцария смогла принять осмысленное решение, чтобы наконец-то отменить критикуемые на международном уровне налоговые режимы и миновать грядущие санкции ЕС и ОЭСР, выйдя из «серого» налогового списка ЕС.
И хотя на начальном этапе ожидается определённое сокращение доходов, дефицит кантональных бюджетов (в первом году после вступления в силу новых правил потери в налоговых поступлениях могут составлять 2 млрд. швейцарских франков) и снижение в целом прежнего «райского» статуса конфедерации для иностранных субъектов, в перспективе реализация положений налоговой реформы, апгрейдинг порядка налогообложения иностранных компаний вполне позволит Швейцарии вернуть позицию страны как привлекательного места для ведения бизнеса, в т.ч. многонациональных групп (транснациональных компаний).
Налоговая система Швейцарии, совместимая с ОЭСР и ЕС, должна заработать с 1 января 2020г., соответственно такие достаточно сжатые сроки требуют от налогоплательщиков быстрого анализа того, как они планируют переход к новому законодательству.
В нашем Телеграм-канале – Offshore news Today