26.05.2019

Оптимизация режима налогообложения иностранных холдинговых компаний в Швейцарии

Оптимизация режима налогообложения иностранных холдинговых компаний в Швейцарии

Правила внешней политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза о справедливой налоговой практике теперь будут реализованы и в Швейцарии

в результате проведения налоговой реформы, за которую на федеральном референдуме 19 мая 2019г. проголосовало 66,4% швейцарских избирателей. Так, данный результат публичного голосования закончил годы спорных дискуссий и неудавшихся прежних попыток провести реформу фискальной системы страны, и начинает переход налогового законодательства Швейцарии к международно принятому.

Для справки: налоговая система Швейцарии представляет собой децентрализованную структуру в три уровня: федеральный, кантональный, муниципальный. При этом основная масса налоговых платежей приходится на кантональные и муниципальные налоги.

Комбинированный комплекс мер в рамках одобренной единой Налогово-пенсионной реформы 2019 представляет собой обязательные меры (все без исключения кантоны должны будут принять их) и необязательные, которые могут быть включены в кантональное налоговое законодательство по усмотрению соответствующих кантонов.

Приводим наиболее важные положення реформы, особенно для многонациональных групп:

1) Прекращение действующих особых налоговых режимов (обязательно):

  • на кантональном уровне значительные налоговые льготы, которые были предусмотрены для холдинговых компаний, управляющих компаний, а также для компаний, получающих свои доходы за пределами Конфедерации, после вступления в силу налоговой реформы будут отменены;
  • на федеральном уровне особые правила распределения налогов основных компаний и швейцарских финансовых отделений за пределами Швейцарии будут также отменены;
  • вводится единая ставка налога на прибыль для всех типов компаний (сейчас компании платят налоги по разным ставкам в зависимости от того, в каком кантоне они зарегистрированы).

Именно привилегированный налоговый режим давно уже находится в центре критических претензий со стороны ЕС, который считает подобное незаконной государственной субсидией бизнесу, что противоречит, как минимум, Соглашению о свободной торговле, подписанному в 1972 году между Швейцарской Конфедерацией и Общим рынком;

2) Режим Patent Box на кантональном уровне (обязательно)—вводится в соответствии со стандартами ОЭСР. Это специальный низкий корпоративный налоговый режим, используемый для стимулирования блока интеллектуальной собственности, инноваций: чистая прибыль от швейцарских и зарубежных патентов и аналогичных иных защищенных прав интеллектуальной собственности облагается налогом отдельно от других коммерческих доходов. Однако расчет прибыли и налогов по данному режиму достаточно непрост, что потребует дополнительных административных усилий, а значит, компания изначально должна будет иметь и достаточные экономические возможности;

3) R&D супервычет/Research and Development super deduction (рекомендовано). Расходы компании на исследования и разработки связаны соответственно с исследованиями и разработками товаров или услуг компании, которые она обычно несёт в процессе поиска и создания новых продуктов или услуг. И в качестве вида операционных расходов компания может вычесть такие расходы на R&D из своей налоговой декларации. Введение кантонами супер-вычета для исследований и разработок моментально отразится на привлекательности Швейцарии как места для проведения R&D;

4) Раскрытие скрытых резервов/Disclosure of hidden reserves (обязательно)— скрытые резервы, включая любые созданные ими goodwill (нематериальные блага: деловая репутация компании, деловые наработанные связи, фирменный бренд, ТМ и т.д.), в процессе транзита от привилегированного налогообложения к обычному или при миграции в Швейцарию должны будут подтверждаться налоговыми органами.

В настоящее время кантоны имеют 2 налоговых модели в аспекте раскрытия скрытых резервов:

  • пятилетнее налогообложение по специальной ставке (two-rate system/двухступенчатая система)—такая модель должна применяться при переходе компании с режима привилегированного в обычный в соответствии с налоговой реформой, при этом кантоны имеют право определять размер такой специальной налоговой ставки, или
  • безналоговая переоценка этих скрытых резервов в налоговом балансе с соответствующей ежегодной налоговой амортизацией (step-up model/пошаговая модель)—должна будет применяться при миграции в страну.

5) Условный вычет процентов на капитал/Notional interest deduction—кантоны с высокими налогами имеют возможность введения условного вычета процентов по избыточному капиталу. В соответствии с текущими намерениями кантональных правительств только к кантону Цюрих будет применимо данное правило;

6) Ограничения общей налоговой льготы/Overall tax relief (обязательно): те же Patent box, супер-вычет, условный вычет процентов на капитал подлежат ограничению максимальной налоговой льготой в 70%.

В целом ожидается некое уравнивание доли кантона в федеральных налоговых поступлениях: вырастет с 17% до 20%.

Также, сообщается, что наряду с общенациональным голосованием кантоны Женева и Золотурн проголосовали в то воскресенье и на региональном уровне за ​​принятие/непринятие соответствующих законов о проведении налоговых реформ:

  • в Женеве, где высока концентрация транснациональных компаний, избиратели приняли план по установлению базовой корпоративной ставки для всех компаний в 13,99%. Ранее этот показатель составлял 11,6% для фирм с «особым статусом» и 24,2% для других;
  • в Золотурне отвергли предложенный им национальный план для выполнения кантонами, местные власти там должны будут придумать свою альтернативу.

Таким образом, 19 мая 2019 г., вынеся на суд народа пакет реформ (в комплексе с налоговыми преображениями имеются пенсионная реформа и вопрос модернизации оружейного законодательства) Швейцария смогла принять осмысленное решение, чтобы наконец-то отменить критикуемые на международном уровне налоговые режимы и миновать грядущие санкции ЕС и ОЭСР, выйдя из «серого» налогового списка ЕС.

И хотя на начальном этапе ожидается определённое сокращение доходов, дефицит кантональных бюджетов (в первом году после вступления в силу новых правил потери в налоговых поступлениях могут составлять 2 млрд. швейцарских франков) и снижение в целом прежнего «райского» статуса конфедерации для иностранных субъектов, в перспективе реализация положений налоговой реформы, апгрейдинг порядка налогообложения иностранных компаний вполне позволит Швейцарии вернуть позицию страны как привлекательного места для ведения бизнеса, в т.ч. многонациональных групп (транснациональных компаний).

Налоговая система Швейцарии, совместимая с ОЭСР и ЕС, должна заработать с 1 января 2020г., соответственно такие достаточно сжатые сроки требуют от налогоплательщиков быстрого анализа того, как они планируют переход к новому законодательству.


Актуальные новости международного бизнеса

В нашем Телеграм-канале — Offshore news Today