02.06.2019

Акт об экономическом присутствии, БВО: требования и критерии

Акт об экономическом присутствии, БВО: требования и критерии

Вслед за Белизом, Джерси, Бермудами и некоторыми иными островами изменяется налоговая гавань и Британских Виргинских островов (БВО).

Фактически под очередным давлением со стороны Европейского Союза, в страхе попасть в «чёрный» налоговый список ЕС и в день дедлайна для принятия антиоффшорного законодательства, а именно 19 декабря 2018г., законодательное собрание БВО приняло Акт об экономическом присутствии(The Economic Substance Act), который вступил в законную силу с 01 января 2019г. (далее—Акт/Закон).

Претензии к БВО заключались в том, что при отсутствии корпоративного налога Острова создавали условия для регистрации фирм, которые не вели никакой реальной деятельности и получали доходы, которые нигде не облагались налогом (так называемые shell companies).

О чём гласит Акт об экономическом присутствии:

1) режим Акта распространяется на:

  • компании, в т.ч. иностранные компании, зарегистрированные в соответствии с Законом о коммерческих компаниях Британских Виргинских островов 2004г. (за исключением нерезидентов БВО);
  • партнерства с ограниченной ответственностью (LP), в т.ч. иностранные партнерства с ограниченной ответственностью, зарегистрированные в соответствии с Законом о партнерстве 1996 года или Законом об ограниченном партнерстве 2017 года (за исключением партнерств с ограниченной ответственностью, которые не являются резидентами БВО);

2) из названия принятого Закона усматривается, что отныне от компаний и партнёрств требуется вести реальную экономическую деятельность на Островах. Критериями в отношении экономического присутствия являются:

  • деятельность хозяйственного субъекта должна управляться с территории БВО (собрания правления компании и все документы должны храниться на территории БВО);
  • наличие «адекватного» (достаточного) количества квалифицированных сотрудников, физически присутствующих на территории БВО;
  • несение расходов на БВО, «адекватных» и уместных масштабу своего бизнеса;
  • наличие офиса или другого помещения, подходящего для ведения его основного вида деятельности на территории БВО;
  • в случае управления интеллектуальной собственностью, компания или партнерство обязаны разместить на территории БВО необходимое для ведения данной деятельности оборудование;

3) nota bene:выше указанное требование«реальности» бизнес-деятельности касается не всех видов деятельности, а лишь чётко определённыхданным нормативным документом:

  • банковское дело: привлечение средств, кредитование, управление капиталом, рисками, подготовка нормативных отчётов;
  • страхование: прогнозирование и расчёт риска, страхование риска;
  • управление фондом бизнеса: принятие решений, касающихся инвестиций, расчёт риска и резервов, подготовка нормативных отчетов;
  • финансы и лизинг: согласование условий финансирования, поиск и приобретение активов, подлежащих аренде;
  • штаб-квартира: принятие стратегических управленческих решений в отношении иных компаний, несение расходов от имени филиалов, принятие рисков других компаний,
    координация деятельности группы компаний;
  • судоходный бизнес: управление экипажем (в т.ч. наём, оплата, контроль членов экипажа), перевозка, техобслуживание судов, контроль поставок, определение товара, который необходимо заказать и доставить, а также организация и контроль вояжей;
  • холдинговая деятельность;
  • управление интеллектуальной собственностью: бизнес, касающийся патентов, исследований, разработок, торговых марок и знаков, брендинг, маркетинг, данные клиентов;
  • дистрибуция и оказание услуг: транспортировка, хранение продукции, управление складскими запасами товара, прием и оформление заказа, предоставление иных консультационных и административных услуг;

4) уже зарегистрированным на БВО компаниям предоставляется короткий переходный период для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями экономического присутствияк 30 июня 2019г.;

5) Акт вносит определённые поправки в Закон о системе безопасного поиска бенефициарного владения 2017 года (Закон BOSS) и требует, чтобы информация, касающаяся бенефициарных владельцев юридических лиц, зарегистрированных на Виргинских Островах, передавалась регистрированным агентам этих лиц для хранения в защищенной поисковой системе BOSS.
Поэтому, если компания или LP занимается одним из выше перечисленных видов деятельности, они обязаны направить своему регистрационному агенту информацию о выполнении требований в отношении Economic Substance (как минимум такой отчёт должен содержать данные об общем обороте компании от соответствующего вида деятельности, о понесённых расходах, о числе сотрудников, адрес офиса, характер используемого оборудования, в случае ведения управления интеллектуальной собственностью, имена и резидентность ответственных лиц за руководство и управление соответствующим видом деятельности).

Первый раз такая информация должна быть подана до 30 июня 2020г. с ежегодным последующим обновлением;

6) Международный налоговый орган Британских Виргинских островов (International Tax Authority/ITA)—ответственное лицо за мониторинг и расследования нарушений данного законодательного акта;

7) при невыполнении компаниями и партнёрствами условия приведения своей деятельности в соответствие с Актом об экономическом присутствии предусматривается финансовая и уголовная ответственности:

-если ITA установит факт невыполнения юридическим лицом требований к экономическому присутствию, компании направляется уведомление (первое сообщение ITA) с перечнем мер, которые нужно выполнить, сроков их выполнения, и налагается штраф от $20 000 до $50 000. За невыполнение предписаний ITA—второе сообщение ITA, и компании грозят штрафы от $200 000 до $400 000 (для высокорисковых IP-компаний). Помимо этого после второго сообщения ITA может обратиться в Комиссию по финансовым услугам БВО с предложением исключить компанию из Реестра компаний или Реестра партнерств с ограниченной ответственностью. Закон предусматривает возможность апеллировать требования ITA и штрафы в судебном порядке. Также на ITA возлагается обязанность сообщать об обнаружении shell companies иностранным налоговым органам страны, резидентами которых являются бенефициарные владельцы компаний.

-некоторые нарушения могут повлечь за собой лишение свободы сроком до 5 лет;

8) Закон содержит положения, позволяющие в дальнейшем изменять его, дополнять, а также соответствующим государственным органам издавать правила в отношении обязательств, налагаемых Законом, с целью уточнения требований в отношении экономического присутствия и предоставления руководства по толкованию его терминов, иных указаний. Так, уже 22 апреля 2019г. Международный налоговый орган Британских Виргинских островов опубликовал проект кодекса ITA (Draft Economic Substance Code),в котором содержится руководство по толкованию Акта об экономическом присутствии для обеспечения соответствия международных стандартов экономического присутствия предприятия в БВО и о том, каким образом ITA будет выполнять свои обязательства в соответствии с законодательством.

Основные моменты, которые следует отметить из проекта Кодекса, включают в себя:
-руководство по «холдинговому бизнесу» и «чистому акционерному капиталу»—оно будет представлять особый интерес;

-начальный финансовый период для ново-зарегистрированных субъектов будет составлять 12 месяцев от даты их образования, а для существующих субъектов начальный финансовый период — 12 месяцев от 30 июня 2019г.;

-организации, которые имеют долг или долговые инструменты для целей инвестирования будут рассматриваться как находящиеся вне сферы финансирования и лизинга.

ITA объявило, что окончательный Кодекс будет выпущен в мае-июне 2019г. после брифинговой кампании и будет включать любые поправки, которые правительство БВО посчитает необходимыми.

Таким образом, Акт об экономическом присутствии вводит целый ряд новых мер для юридических лиц, претендующих на регистрацию на British Virgin Islands. И несмотря на то, что Закон даёт некое время для адаптации к новым требованиям, тем международным организациям, особенно холдинговым, у которых есть компании на БВО, следует скрупулёзно с помощью специалистов проанализировать свои структуры в самое ближайшее время, чтобы своевременно быть готовым к новым предписаниям , вызовам без негативных последствий.

Как вариант для компаний, которые имеют активы, или являются холдингом, или заключенные договора, обязательства, можно рассматривать редомициляцию на Кипр. Но этот процесс небыстрый и затратный. Поэтому затягивать принятие решения не стоит.

Компания, также как и физическое лицо, может поменять свое место регистрации в любой момент времени, безусловно с оговоркой на законодательство той или иной страны. Если национальное законодательство государства, где компания зарегистрирована, допускает перевод компании в другую страну, а ее Устав и Учредительный договор позволяют ей продолжать действовать в соответствии с правовым режимом любой другой юрисдикции, процедура называется редомициляцией (перевод компании в другую юрисдикцию).
Очень важно отметить, что Компания как таковая не ликвидируется, не перестает существовать, а как существующая компания переводит свой зарегистрированный офис в другую юрисдикцию. Таким образом, бизнес компании может продолжаться без каких-либо перерывов, все бизнес-отношения компании сохраняются в полном объеме.