02.04.2019 года вступил в силу Закон Украины «О ратификации Многосторонней конвенции о выполнении мер, которые относятся к соглашениям о налогообложении, с целью противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения (BEPS)» (далее–«MLI»). Сама многосторонняя конвенция вступит в силу в Украине 1 декабря 2019 года, её положения могут стать применимыми к двусторонним налоговым соглашениям, заключённым Украиной с 1 января 2020 года.
MLI – это многосторонняя конвенция авторства Организации экономического сотрудничества и развития, целью которой является автоматическая имплементация мер противодействия BEPS в соглашения об избежании двойного налогообложения («СИДН»). Многосторонняя конвенция является одним из 15-ти действий Плана действий BEPS – проекта ОЭСР по разработке мер по противодействию размыванию базы и перераспределению прибыли, к которой уже присоединились более 89 стран, и которая открыта для подписания дополнительными сторонами.
Влияние MLI в Украине, в первую очередь, станет существенным для налогообложения пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти) с источником происхождения в нашей стране, выплачиваемых в пользу нерезидентов, для налогообложения доходов от продажи корпоративных прав, стоимость которых представлена недвижимостью, а также изменит правила налогообложения деятельности компаний в зарубежных юрисдикциях.
Особое внимание, в частности, следует обратить внимание на соответствие такой мере противозаконного злоупотребления в Конвенции, как критерию основной цели — «Тест основной цели» или «Principal purpose test» / PPT, и тому, как PPT может применяться на практике, его потенциальному влиянию на компании.
Как указано в параграфах 22 и 23 Заключительного Отчёта по действию 6 (BEPS Action 6 report), юрисдикции согласились включить в свои налоговые соглашения однозначное заявление о том, что их общее намерение состоит в устранении двойного налогообложения без создания возможностей для не налогового или сокращённого налогообложения путём уклонения от уплаты налогов, в том числе путём заключения «договорных покупок» («treaty shopping» обычно относятся к ситуации, когда лицо, которое является резидентом одной страны и получает доход или прирост капитала из другой страны–страны источника, может получить выгоду из налогового соглашения между страной-источником и ещё одной третьей страной. Так, в Типовой налоговой конвенции ОЭСР 2017 года теперь появилась преамбула следующего текста:
«Намереваясь заключить Соглашение об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал без создания возможностей для неналогового или сокращённого налогообложения путём уклонения от уплаты налогов (в том числе посредством договорённостей о заключении договоров, направленных на получение льгот, предусмотренных в настоящей Конвенции для получения косвенной выгоды резидентов третьих государств), Стороны договорились о следующем: …»
Также юрисдикции обязались реализовать это «общее намерение» путём включения договорных положений в одну из следующих трёх форм:
1) тест основной цели (PPT), эквивалентный пункту 9 статьи 29 Типовой налоговой конвенции ОЭСР 2017 года, вместе с упрощённым или подробным вариантом правила ограничения льгот (the limitation on benefits /LOB; или же
2) только PPT; или же
3) подробный вариант правила LOB вместе с механизмом (таким как, договорное правило, которое может принимать форму правила PPT, ограниченного договорённостями о посредничестве или внутренними правилами по борьбе со злоупотреблениями или судебными доктринами, которые позволят достичь аналогичного результата), который будет иметь дело с договорённостями, которые еще не рассматривались в налоговых соглашениях.
Статья 29 Типовой налоговой конвенции «Право на получение выгоды», пункт 9 представляет собою, что значит правило PPT, которое, между прочим, соответствует правилу PPT, включённому в OECD BEPS Action 6 report, и гласит следующее: «Несмотря на другие положения настоящей Конвенции, льгота в соответствии с настоящей Конвенцией не предоставляется в отношении элемента дохода или капитала, если разумно сделать вывод с учётом всех соответствующих фактов и обстоятельств, что получение этой выгоды было одной из основных целей любого соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой выгоде, если не установлено, что предоставление этой выгоды в этих обстоятельствах соответствовало объекту и цели соответствующих положений настоящей Конвенции».
Правило PPT применяется, когда «с учётом всех соответствующих фактов и обстоятельств разумно сделать вывод, что получение этой выгоды было одной из основных целей любого соглашения или сделки». Таким образом, это требование содержит 2 элемента: критерий разумности и критерий основной цели. Иными словами, субъективный тест в правиле PPT (основная цель) объективируется тестом на разумность. Хотя эти два теста являются различными элементами правила PPT, они неразрывно связаны.
В целом, тесты на разумность являются общими для систем общего права, например, они включены в Общее правило предотвращения налогообложения (General Anti-avoidance Rule/GAAR) Великобритании, Австралии, Канады и Южной Африки.
Так, для применения критерия (теста) разумности: в правиле PPT важны пункты 10 и 11 комментария к правилу PPT в окончательном отчёте BEPS Action 6. Они читаются следующим образом:
Таким образом, оценка налоговых органов о том, что получение налоговой льготы было одной из основных целей сделки, должна основываться на: всех соответствующих фактах и обстоятельствах, которые должны быть взвешены в объективном анализе.
Из этого можно сделать вывод, что эта оценка не является простым тестом. Это также подчёркивается в комментарии в пункте 10: «Это не следует воспринимать легкомысленно», и в этой связи указывается, что «просто рассмотрение последствий соглашения, обычно, не позволяет сделать вывод о его целях». Необходимо сопоставлять множество различных фактов и обстоятельств друг с другом, чтобы прийти к выводу о том, есть или отсутствует договорное злоупотребление. Правило PPT требует углублённого изучения фактов и обстоятельств и что ничто не может основываться на предположениях.
Что касается термина «выгода» в контексте PPT, вероятно, он будет широко интерпретироваться, например, для снижения налога, освобождения, отсрочки уплаты налога и прочее. Использование в MLI фраз, «которые прямо или косвенно привели к этой выгоде» и «любая договорённость или сделка», также расширяет, а не сужает потенциальное применение PPT.
Есть и иные проблемы с реализацией PPT и MLI в целом: литература, освещающая эти вопросы, обширна. Чтобы понять, как работает PPT, необходимо ознакомиться с Отчётом BEPS Action 6, несколькими научными статьями, комментариями к Отчёту и к ст.29 Типовой налоговой конвенции ОЭСР 2017 года. Объем информации (а это более 400 страниц) демонстрирует, что есть проблемы также при внедрении PPT. Кроме того, CIAT (межамериканский центр налоговых администраций, являющийся некоммерческой международной общественной организацией, основанной в 1967 году, в настоящее время насчитывает 42 страны-члена и ассоциированные страны-члены с четырёх континентов: 32 стран Северной и Южной Америки, 5 европейских стран, 4 африканских страны и 1 азиатская страна) в базе данных BEPS также подчеркнул некоторые сложности в реализации:
2) ещё одной проблемой являются несоответствия между странами, подписавшими MLI. Выбор, сделанный одной страной, будет также зависеть от выбора другой страны договора, и в случае несоответствия результатом будут многочисленные переговоры по мини-договору. Кроме того, страны, возможно, решили выбрать PPT либо с упрощённым LOB, либо с подробным LOB, что также должно соответствовать другой стране договора. После этих выборов у стран возникают проблемы с управлением этими решениями, главным образом из-за ограничений потенциала и выбора политики налоговых соглашений, и в некоторых случаях страны, подписавшие MLI, ждут выбора других стран, прежде чем ратифицировать MLI.
Поэтому только до тех пор, пока все страны не ратифицировали MLI, невозможно точно определить, будет ли PPT способствовать большей конвергенции, или результат будет более сложным в международном масштабе.
Что касается практичной стороны: после вступления MLI в силу, так называемые “back-to-back” структуры с использованием промежуточных Internet Protocol компаний, финансовых, иных холдинговых компаний не смогут осилить «Тест основной цели», если:
Также стоит учесть такой фактор, как бремя доказывания: налоговым органам будет достаточно сделать «разумный вывод» о том, что одной из основных целей группы компаний было получение льгот по СИДН для того, чтобы оспорить применение преимуществ, в то время как налогоплательщику понадобится доказывать путём предоставления подтверждающих документов, что такая организация обусловлена настоящими деловыми, а не налоговыми целями (например, выбор юрисдикции обусловлен наличием квалифицированного персонала, иных ресурсов, развитым банковским сектором прочее).
По отношению к Украине, отметим, что «Тест основной цели» будет применяться к большинству СИДН Украины: с республикой Кипр, Мальтой, Люксембургом, Великобританией, Ирландией, Венгрией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, поэтому украинским фирмам необходимо уже проанализировать свои структуры в иных юрисдикциях на предмет влияния MLI, в частности, теста PPT, чтобы быть готовым обосновать, надлежащим образом подтвердить свою экономическую целесообразность и реальную деловую цель операций структуры в целом.
Ниже приведены из итогового Отчёта по действию 6 несколько примеров соглашений и транзакций, которые либо инициируют, либо не инициируют применение PPT. При этом большинство примеров относительно просты, что затрудняет оценку того, как PPT может применяться к более сложным схемам и схемам фактов, которые не следуют точно примерам ОЭСР:
Для многонациональных компаний будет важно оценить потенциальное влияние изменений налогового договора в результате MLI на их деловую деятельность. Многие существующие двусторонние налоговые соглашения, особенно в странах-членах ОЭСР, уже могут включать положения о борьбе со злоупотреблениями, но не все из них. Даже если существуют положения о борьбе со злоупотреблениями, сфера действия может быть более узкой, чем PPT, и положение о борьбе со злоупотреблениями, возможно, не было включено во все статьи налогового соглашения. И следует отметить, что, когда договорённость или сделка потенциально могут претендовать на договорную выгоду, такую как пониженная ставка удержанного налога, например, необходимо рассмотреть ряд практических моментов, прежде чем оценивать основную цель с точки зрения договора. Например:
Однозначно можно утверждать, что MLI является очень важным событием в области международного налогообложения, так как позволяет юрисдикциям качественно и в короткие сроки обновлять свои налоговые договоры для выполнения положений BEPS.
Основной совет один–в любой ситуации, когда налогоплательщик желает применить преимущества соответствующего налогового соглашения, важно вместе со специалистами рассмотреть вопрос о применении MLI, правила РРТ, и изменит ли это предыдущую договорную позицию.