20.09.2019

MLI (многосторонняя конвенция о мерах, связанных с налоговым соглашением) для Швейцарии и Канады вступает в силу 1 декабря 2019 года

MLI

29 августа 2019г. Швейцария и Канада депонировали (сдали на хранение) свои ратификационные грамоты в отношении Многосторонней конвенции 2016 года об осуществлении мер, связанных с налоговым договором, для предотвращения размывания налоговой базы и изменения прибыли (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting/MLI/Конвенция), вступившей в силу 01 июля 2018г. Так, окончательный список оговорок и уведомлений со стороны Канады (http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-position-canada-instrument-deposit.pdf) для MLI определяет 84 налоговых соглашения, которые она желает охватить конвенцией, в то время как позиция Швейцарии по MLI, изложенная на французском языке (http://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-position-switzerland-instrument-deposit.pdf), определяет 12 налоговых соглашений.

MLI вступит в силу для обеих стран через три месяца после сдачи на хранение их ратификационных грамот, то есть 1 декабря 2019 года.

Для справки:

Используемый в Конвенции и далее по тексту термин «Соглашение о покрытом налоге» (Covered Tax Agreement) означает соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (независимо от того, покрываются ли другие налоги):

a) которое действует между двумя или более:

  • Сторонами;
  • и/или -юрисдикциями или территориями, которые являются сторонами вышеупомянутого соглашения, и за международные отношения которых Сторона несёт ответственность;

б) в отношении которых каждая такая Сторона направила уведомление Депозитарию с указанием налогового соглашения, а также любых поправок или сопутствующих документов к нему (идентифицируемых по названию, наименованию сторон, датам подписания и вступления в силу) в качестве соглашения, которое она желает охватить настоящей Конвенцией.

Подробнее о позиции Швейцарии в MLI:

после получения одобрения от швейцарского Парламента в марте 2019 года и по истечении применимого периода для референдума по MLI 11 июля 2019 года Правительство Швейцарии ратифицировало документ, означающий, что соглашение для Швейцарии вступит в силу 1 декабря 2019 года, однако присутствует оговорка—вступление в силу Swiss covered tax agreements откладывается до тех пор, пока Швейцария не пересмотрит соответствующие соглашения об избежании двойного налогообложения:

Вступление в силу

В MLI проводится различие между вступлением в силу в целом для договаривающейся стороны (entry into force) и действием в отношении конкретного соглашения о налоге (entry into effect).

И хотя MLI для Швейцарии вступит в силу в декабре 2019 года, в принципе Конвенция для соглашений о покрытом налоге начнёт действовать с 1 января 2020 года по налогам, взимаемых у источника, и с середины 2020 года по всем другим налогам.

Поскольку Швейцария придерживается «точки зрения о внесении поправок» в отношении влияния MLI на сovered tax agreements, она оставила за собой право применять MLI только тогда, когда Швейцария прямо уведомит ОЭСР о завершении внутренних процедур об успешном внесении поправок в конкретный налоговый договор (оговорка для отдельных уведомлений в соответствии со статьей 35 (7) MLI—MLI будет применяться через 30 дней после вышеупомянутого уведомления ОЭСР).

Соответственно, в настоящее время Швейцария находится в процессе внесения изменений в соглашения о покрываемых налогах с иными странами. А для некоторых партнёров по договору Швейцария решила изменить договор об избежании двойного налогообложения без включения соглашения в соответствии с MLI (например, пересмотренный договор об избежании двойного налогообложения с Великобританией).

Выбор Швейцарией мер MLI для их имплементации

Данный многосторонний инструмент также реализует согласованные минимальные стандарты для противодействия злоупотреблениям договорами и улучшения механизмов разрешения споров, обеспечивая при этом гибкость для учёта конкретной политики налоговых договоров. В соответствии со своей давней международной налоговой политикой Швейцария предпочитает применять только международные минимальные стандарты. Поэтому в контексте MLI Швейцария, в частности, будет придерживаться таких новых стандартов:

  • правило предотвращения уклонения, известное как тест основной цели (principal purpose test/PPT), в целом аналогичное по содержанию, описанному в Отчёте №6 о деятельности ОЭСР BEPS. Данное правило PPT (среди прочего) применимо, когда приходят к выводу о том, что льгота, которая предоставляется налоговым договором, была одной из основных целей сделки. Это требование содержит два элемента: проверка на разумность и тест на основную цель;
  • правило разрешения споров во избежание двойного налогообложения (процедура взаимного согласия и обязательного арбитража/mutual agreement procedure and mandatory binding arbitration).

Сообщается, что в настоящее время Швейцария не намерена принимать другие меры, правила, которые не являются частью общего международного консенсуса, такие, как новые правила об искусственном уклонении от постоянных представительств/artificial avoidance of permanent establishments, или оговорки о сбережениях/savings clauses, которые могут быть использованы в договоре в случае, если какой-либо пункт договора будет признан неисполнимым (недействительным), но остальная часть соглашения останется в силе и подлежит исполнению.

п.с. MLI предлагает правительствам конкретные решения для устранения пробелов в существующих международных налоговых правилах путём включения результатов проекта BEPS ОЭСР/G20 в двусторонние налоговые соглашения по всему миру. MLI модифицирует применение тысяч двусторонних налоговых соглашений, заключённых для устранения двойного налогообложения. В настоящее время представители в общей сложности 89 юрисдикций подписали MLI, из них 33 юрисдикции сдали документы о ратификации, принятии или утверждении на хранение в Депозитарий Организации экономического сотрудничества и развития.