31.07.2019

США утвердили Протоколы к четырём действующим двусторонним договорам об избежании двойного налогообложения

США утвердили Протоколы к договорам об избежании двойного налогообложения

Сенат США утвердил Протоколы к четырём действующим двусторонним договорам об избежании двойного налогообложения, которые находились на рассмотрении в палате уже целое десятилетие.

Изменения к действующим двусторонним договорам

Так, Сенат проголосовал 16 июля 2019 года за ратификацию Протокола к налоговому соглашению с Испанией и 17 июля за ратификацию Протоколов к налоговым соглашениям со Швейцарией, Люксембургом и Японией.

Положения в Протоколе к налоговому договору со Швейцарией

По данным Республиканского Комитета по политике, основные положения в Протоколе к налоговому договору со Швейцарией, подписанному в 1996 году, включают:

1) касательно обмена информацией:

  • согласие обеих стран обмениваться информацией о налогоплательщиках, которая «может иметь отношение» к налогам, налагаемым договором или подпадающим под действие договора, а также которая может иметь отношение к выполнению положений соответствующих внутренних законов, по всем налогам, взимаемым каждой страной, при условии, что такое налогообложение не противоречит договору между США и Швейцарией;
  • правило о защите конфиденциальной информации и от нарушения внутреннего законодательства, но при этом законы каждой из стран о банковской тайне должны запрещать отклонять запрос налоговых органов на раскрытие информации налогоплательщика, которая «может иметь отношение к делу»;
  • информация о третьих лицах (и в США, и в Швейцарии) может передаваться налоговым администраторам только в том случае, если речь идёт о налогах, налагаемых договором или подпадающих под действие договора;
  • положение, что запрашивающее государство должно иметь возможность получать заверенные копии неотредактированных оригинальных документов;
  • язык, касающийся обмена информацией о налогоплательщиках и помощи налоговых органов, который в большей степени согласуется с Типовой конвенцией США о подоходном налоге.

2) относительно налогообложения дивидендов в бенефициарной собственности пенсионных фондов:

  • запрет на налогообложение в стране источника дивидендов, выплачиваемых по пенсионному плану (pension plan) или индивидуальному пенсионному накопителю (фонду), который создан и принадлежит резиденту другой страны. Для квалификации компетентные органы должны определиться с тем, что пенсионное соглашение (план) или индивидуальный пенсионный накопительный план соответствуют пенсионному или аналогичному соглашению, признанному для целей налогообложения в другой стране. Однако специальное ограничение предусматривает, что это освобождение от налогообложения дивидендов не применяется, если пенсионное или подобное соглашение (pension arrangement) или фонд контролирует компанию, выплачивающую эти дивиденды;

3) в отношении арбитражных процедур:

  • для определённых случаев, когда споры не могут быть разрешены в течение разумного периода времени (статья II), предусматривается обязательный арбитраж;
  • арбитражные процедуры могут быть начаты только в том случае, если:

(i) налоговые декларации были поданы по крайней мере в одну из стран за рассматриваемый налоговый год,

(ii) дело не относится к компетенции компетентных органов, и

(iii) налогоплательщик, затронутый решением, и его представители соглашаются не разглашать какую-либо информацию, полученную в ходе арбитража.

Если эти процедурные требования соблюдены, то арбитражное разбирательство может начаться не ранее, чем через два года после того, как вся информация для рассмотрения взаимного соглашения будет предоставлена ​​компетентным органам.

4) вступление в силу:

-Швейцарский протокол вступит в силу после обмена ратификационными грамотами. Швейцария ранее предприняла шаги по утверждению Швейцарского протокола, и ожидается объявление о том, когда состоится обмен ратификационными грамотами;

-даты вступления в силу различных положений Протокола будут различаться. В частности, Протокол вступает в силу в отношении удерживаемых налогов, для сумм, уплаченных или зачисленных в январе или после первого января года, следующего за вступлением в силу Швейцарского протокола (например, 01 января 2020 года, при условии, что Швейцарский протокол вступает в силу в 2019 году). А в отношении обмена информацией Швейцарский протокол вступает в силу для запросов, сделанных в или после даты вступления в силу информации, которая хранится в банке или другом финансовом учреждении и относится к любой дате, начинающейся после даты подписания Швейцарией Протокола (а он был подписан ещё 23 сентября 2009г.). Во всех других случаях обмена информацией Швейцарский протокол будет действовать в отношении запросов на информацию, которые относятся к налоговым периодам, начинающимся в или после первого дня января года, следующего за датой подписания (т.е. 01 января 2010 года). Положение об обязательном арбитраже будет действовать как для дел, которые рассматриваются после этой даты, так и для дел, которые рассматриваются компетентными органами на дату вступления Протокола в силу.

Положения в Протоколе к налоговому договору с Испанией

Основные положения в Протоколе к налоговому договору с Испанией, подписанному в 2013 году, включают в себя:

  • разъяснение сферы действия договора и его применимости к платежам, полученным от определённых лиц (статья I);
  • правила, в соответствии с которыми США и Испания соглашаются не облагать налогом предпринимательский доход из страны-источника, если только доходы не являются достаточно существенными для создания постоянного представительства (статья III);
  • сокращение удержания дивидендов, процентов и доходов от роялти (статьи IV, V и VI). Предусматривается 5-% налоговая ставка (сниженная с 10%) для дивидендов, выплачиваемых компании, которая напрямую владеет не менее 10% акций плательщика, но сохраняется 15-% налог во всех других случаях. Испанский протокол также предусматривает освобождение от налога на дивиденды для дивидендов, выплачиваемых в пенсионный фонд, который является резидентом какой-либо из стран-участниц договора и, как правило, освобождается от уплаты налога или облагается нулевой ставкой налога при условии, что дивиденды не получены в результате торговли или бизнеса пенсионным фондом;
  • противозаконные положения о покупках приведены в соответствие с типовой конвенцией США (статья IX);
  • положение LOB—новое всеобъемлющее ограничение льгот. В частности, статья 10 предоставляет преимущества нулевой ставки только в том случае, если бенефициарный владелец дивидендов удовлетворяет четырём, изложенным в Протоколе критериям (тестам);
  • обязательные арбитражные процедуры для определённых случаев, когда споры не могут быть разрешены в течение разумного периода времени (статья XII);
  • язык, касающийся обмена информацией о налогоплательщиках и помощи налоговых органов, который в большей степени согласуется с Типовой конвенцией США о подоходном налоге.

Положения в Протоколе к налоговому договору с Люксембургом

Положения в Протоколе к налоговому договору с Люксембургом, подписанному в 1996 году, включают в себя:

  • обновленная статья об обмене информацией для более точного соответствия с Типовой конвенцией США о подоходном налоге, в результате чего два компетентных органа будут обмениваться информацией о налогоплательщиках, которая «может иметь значение» при выполнении внутренних законов США и Люксембурга о налогах, которые налагаются на национальном уровне и не противоречат договору;
  • теперь можно запрашивать информацию о налогах любого типа, налагаемых любой из стран договора, таких как налоги на недвижимость в США и дарение, акцизы и налоги на добавленную стоимость в Люксембурге;
  • новое положение прямо предусматривает, что, если информация запрашивается одной договаривающейся страной, другая договорная страна должна попытаться собрать запрашиваемую информацию, даже если ей не потребуется такая информация для собственных налоговых целей. Таким образом, протокол ограничивает возможность любой страны отказаться от предоставления информации на основании отсутствия собственной потребности в такой информации или истечения срока действия ограничений в запрашиваемой стране. Он также конкретно запрещает стране, подписавшей договор, отказывать в предоставлении информации исключительно потому, что информация хранится в банке или другом финансовом учреждении. Однако в Протоколе сохраняется первоначальное положение о том, что страны договора не обязаны принимать административные меры, противоречащие законодательству и административной практике любой из стран договора;
  • договор не требует обмена информацией, которая раскрывала бы какую-либо торговую, коммерческую, промышленную или профессиональную тайну, или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.
  • сохраняется требование, налагаемое на страны договора, как правило, сохранять конфиденциальность полученной информации.

Известно, что прежде, чем все эти изменения к действующим двусторонним договорам будут считаться вступившими в силу, в США должны быть предприняты несколько дополнительных шагов, включая разработку ратификационных грамот, которые должны быть подписанными Президентом. Дополнительно будет объявлено, когда соглашения в новой редакции вступят в силу.

Как видим, данные Протоколы модернизируют положения соответствующих налоговых договоров, приводя их в соответствие с более поздними двусторонними договорами США о налогообложении с иными странами, а также с законодательством США и международными стандартами (протоколы в целом соответствуют положениям Типового договора США 2006 года, который был самой последней редакцией в США).

Также читайте:
Компания в США