Принимая во внимание необходимость улучшения существующей международной налоговой системы, не подрывая её принципов, министры финансов и главы стран G7 (Канада, Япония, Великобритания, США, Франция, Германия и Италия) согласились с тем, что необходимо срочно решить налоговые проблемы, возникающие в результате цифровизации экономики, и рассмотреть недостатки существующей системы трансфертного ценообразования.
18 июля 2019 года, по завершении двухдневной встречи министров финансов G7 и группы управляющих Центрального банка во Франции, было опубликовано резюме Председателя G7 по результатам обсуждений, которое включает:
Итого, согласно первому компоненту—пересмотр распределения прибыли и регулирование взаимосвязи — было решено, что ОЭСР будет работать над подходом, в соответствии с которым новые налоговые правила будут определяться с помощью критериев, отражающих уровень «активного участия бизнеса в юрисдикции своих клиентов или пользователей», таких как ценные нематериальные активы или реализация высокоцифровизированной модели.
Должны быть разработаны новые правила взаимосвязи для решения новых бизнес-моделей, таких как бизнес-модели с высокой степенью дискретизации (преобразования), позволяющие компаниям вести бизнес на территории без какого-либо физического присутствия. Хотя этот концептуальный консенсус на уровне G7 является значительным событием, предложения также требуют консенсуса среди юрисдикций (в настоящее время) со 131 участником Инклюзивной структуры по BEPS. Достижение такого консенсуса на высоком уровне потребует существенной работы в течение ближайших четырёх месяцев. При этом Резюме Председателя Франции также гласит, что эти новые правила должны быть администрируемыми и простыми.
Кроме того, отмечается, что следует усилить налоговую определённость и ограничить агрессивное налоговое планирование, в частности, для трансфертного ценообразования в сфере дистрибьюции.
В целом, утверждается, что согласованные на встрече G7 меры направлены на преодоление разрыва между альтернативными предложениями о новом распределении прибыли и правилами взаимосвязи, которые были выдвинуты Соединенными Штатами (США), с одной стороны, и Соединенным Королевством (Великобритания), Францией и другими европейскими странами, с другой стороны.
По второму компоненту — правило глобального минимального уровня налогообложения — министры согласились с тем, что минимальный уровень эффективного налогообложения, такой как, например, режим США GILTI (глобальный нематериальный доход с низкими налогами, который был уже внедрён в 2019 году по программе, реализованной в соответствии с Законом США о сокращении налогов и рабочих мест 2017 года), будет способствовать тому, чтобы компании платили свою справедливую долю налога. Фактическая цифра налога ещё не установлена, но решено, что уровень налога будет зависеть от конкретных конструктивных особенностей и правил.
Согласно экспертным отчётам, в число стран, которые наиболее вероятно потеряют доходы от корпоративного налога в результате реформ G20 и ОЭСР, входят Сингапур, скандинавские государства, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и Швейцария.
Также министры согласились с тем, что во избежание двойного налогообложения и для обеспечения стабильности международной налоговой системы разрешение налоговых споров должно быть надёжным и эффективным посредством обязательных внесудебных урегулирований.
На встрече членов «Большой семёрки» был поднят ещё один важный вопрос, касающийся кибербезопасности в финансовом секторе, а именно: урегулирование кризисов в киберпространстве, затрагивающих финансовую систему, которые были проанализированы в июне 2019 года группой экспертов по киберпространству (CEG). Это сложное мероприятие является первым мероприятием такого рода, проведённое совместно с финансовыми органами (министерства финансов G7 и центральные банки, банковские надзорные органы и органы управления рынком).
Кибер-риски возрастают и представляют собой реальную и существенную угрозу стабильности и целостности финансового сектора. Министры и главы стран согласились, что только скоординированный подход, основанный на обмене информацией и доверии, может ответить на эту растущую проблему. Они признали, что сотрудничество между государственными органами играет важную роль в отношении кибербезопасности в финансовом секторе, и что «Большая семёрка» является подходящим форумом для продвижения многосторонних усилий в этом вопросе. Было поручено CEG проанализировать, как добиться прогресса в общей классификации кибер-инцидентов, затрагивающих финансовый сектор, для лучшего решения этой проблемы.
Таким образом, проведённая в Шантиль встреча членов G7 подтвердила важность тесного сотрудничества в решении текущих и будущих экономических и финансовых проблем, на которой было принято обязательство работать вместе для более инклюзивной, равной и устойчивой экономической модели.
Сложные вопросы, лежащие в основе предложений по Компоненту-1 и Компоненту-2, будут оставаться предметом как политических, так и технических дискуссий между юрисдикциями Инклюзивной структуры по BEPS в течение как минимум 2020 года в попытке достичь полного консенсуса по конкретным решениям. Как отмечается во многих сообщениях EС, рассматриваемые международные налоговые изменения будут иметь последствия, выходящие далеко за рамки цифрового бизнеса и цифровых бизнес-моделей, и могут привести к значительным изменениям в общих международных налоговых правилах, в соответствии с которыми действуют международные компании. В связи с этим интернациональным компаниям важно внимательно следить за развитием событий в ближайшие месяцы.
Также читайте:
Компания в США