Отчёт Организации экономического сотрудничества и развития—the 2019 AEOI Implementation Report—содержит информацию, изложенную на 20-ти стр., о государствах, в которые была передана информация по автообмену за 2019 год, а также о государствах, которые ещё не завершили техническую или законодательную имплементацию Стандарта автоматического обмена—AEOI (третий по счёту с момента принятия Стандарта). Содержание доклада отражает ситуацию по состоянию на 24 ноября 2019 года.
Исходя из опубликованных данных, количество обменивающихся информацией стран существенно увеличилось по сравнению с показателями 2018 года и тем более в сравнении с 2017 годом. Что же касается Украины, то ситуация такова: желание свободно распоряжаться своим капиталом, защитить его от валютных, банковских, политических и ряда других украинских рисков играет ключевую роль в принятии решения гражданином Украины открыть расчётный счёт за пределами родной страны. Однако, независимо от причины хранения средств в банках других государств, такие действия могут повлечь за собой вывод из-под налогообложения в Украине доходов в приличных размерах, которые по справедливости должны облагаться в Украине. В связи с этим наша ГНС крайне заинтересована в данных о наличии у резидентов Украины активов за рубежом, а также по каким каналам они попали туда, и главный вопрос—были ли уплачены с них налоги. При этом стоит отметить, что Украина, как «донор» данных в рамках EOIR, не столь интересна мировому сообществу, ведь из-за рисков валютного регулирования и иных непривлекательных условий иностранные резиденты очень редко размещают свой капитал в украинских банковских учреждениях.
Так, в то время, когда мир уже широкомасштабно практикует и «ощущает все прелести» стандарта CRS, в Украине до сих пор обмен налоговой информацией осуществляется по запросу (Exchange of Information on Request). Напомним, основанием для EOIR являются Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 1988г., к которой Украина присоединилась в 2009г., двусторонние договора об обмене налоговой информацией, соответствующие положения конвенций об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения предусматривают передачу информации одной договорной страной другой в ответ на запрос её соответствующих компетентных органов. Однако, передаче подлежат только те данные, которые указаны в запросе, а также при условии, что их передача обоснована и точно соответствует международному документу, на основании которого осуществляется обмен информацией. При этом украинский запрос должен содержать достаточно точную конфиденциальную информацию о гражданине Украины и о его активах, например—номер счёта в конкретном банке и т.п..
Таким образом, в основе указанного способа передачи данных лежит несистемный и «ручной» режим, который не даёт полноценного доступа ко всей поднаготной истории персоны. Эффективность обмена по запросу невысока, указанный способ передачи данных устарел и не соответствует современному уровню развития экономики.
Помимо этого, стоит учитывать факт отсутствия в Украине правил налогообложения контролируемых иностранных компаний/CFC (по состоянию на 18.03.2020г. соответствующий законопроект №1210 от 30.08.2019г. ещё не подписан Президентом Украины), в связи с чем плательщики могут законно откладывать уплату налогов с таких доходов до момента фактического его получения (например, через выплату дивидендов или фактическую оплату определённых благ для бенефициара со счёта компании), что может вовсе и не произойти или произойти после выхода плательщика из гражданства Украины, что позволит ему полностью уйти от украинского налогообложения. А также стоит отметить, что на сегодня украинские банки и финучреждения не обязаны сообщать налоговым органам информацию о резидентах Украины, которые владеют долей в иностранных компаниях.
Акцентируем внимание, что действенным инструментом достижения налоговой прозрачности может стать отлаженная система обмена информацией, которой присущи систематичность и автоматический режим. Ожидается, что в ближайшем времени Украина также присоединится к автоматическому обмену налоговой информации по стандарту CRS (Common Reporting Standard), который призван обеспечить прозрачность движения капитала и предоставить государству возможность сохранять суверенитет над налоговой базой своих резидентов, независимо от места хранения ими капитала.
Для справки:
В 2014 году Глобальный форум по прозрачности и обмену информации для целей налогообложения (Глобальный форум) принял Стандарт для автоматического обмена финансовой информации об учётной записи в налоговых вопросах (стандарт AEOI), разработанный ОЭСР при участии стран G20, чем Глобальный форум запустил процесс принятия обязательств, при котором 100 юрисдикций стремились вовремя внедрить стандарт AEOI для начала обмена в 2017 или 2018 году.
Первые обмены соответствующей информацией начались в сентябре 2017 года между группой из 49 стран и уже в 2018 году в общей сложности 90 юрисдикций обменялись информацией по Стандарту AEOI.
2019 год стал вторым годом широкого обмена и в общей сложности охватил 94 юрисдикций. Это, безусловно, подавляющее большинство юрисдикций, которые обязались осуществлять Стандарт AEOI, а также оно включает три развивающиеся страны, которые внедрили данный стандарт добровольно. Так, 2019 год представляет собой усиление поэтапного перехода на международную налоговую прозрачность, вызванную необходимостью обеспечения международного налогового соответствия.
При этом:
Стандарт AEOI дополняет другой стандарт по обмену информацией по запросу (Exchange of Information on Request /EOIR). В то время как стандарт AEOI предусматривает автоматический обмен заранее определённой финансовой информацией, которая затем может быть использована для оценки риска и для запуска налоговых расследований, EOIR обеспечивает основу для запроса налоговыми службами и получения конкретной информации по соблюдению текущей деятельности.
Таким образом, комбинация двух стандартов обеспечивает эффективную базу для создания и поддержания глобализированного мира финансового сектора благодаря целостности налоговых систем международного сообщества.
Хотя переход на стандарт AEOI начался сравнительно недавно, он уже имеет значительное влияние. Как сообщил Генеральный секретарь ОЭСР на встрече лидеров G20 в Осаке, Япония (июнь 2019 г.), в 2018 г. информация, касающаяся 47 миллионов финансовых счетов, была обменена с общим объемом на счетах около 4,9 трлн. Евро. Стандарт AEOI также внёс вклад в международное сообщество в виде дополнительного дохода в размере более 100 миллиардов Евро (налоги, проценты, пени).
Результаты по автообмену информацией за 2019 год представлены в таблице ниже:
Страна | Год начала обмена по стандарту AEOI | Количество партнёров, которым были отправлены данные в 2019 году |
1. Andorra | 2018 | 59 |
2. Anguilla | 2017 | 52 |
3. Antigua and Barbudaa | 2018 | 35 |
4.Argentina | 2017 | 67 |
5. Aruba | 2018 | 58 |
6. Australia | 2018 | 64 |
7. Austria | 2018 | 61 |
8. Azerbaijanb | 2018 | 53 |
9. Bahamas | 2018 | 48 |
10. Bahrain | 2018 | 50 |
11. Barbados | 2018 | 44 |
12. Belgium | 2017 | 69 |
13. Belize | 2018 | 59 |
14. Bermuda | 2017 | 61 |
15. Brazil | 2018 | 67 |
16. British Virgin Islands | 2017 | 64 |
17. Bulgaria | 2017 | — |
18. Canada | 2018 | 59 |
19. Cayman Islands | 2017 | 64 |
20. Chile | 2018 | 63 |
21. China (People’s Republic of) | 2018 | 64 |
22. Colombia | 2017 | 65 |
23. Cook Islands | 2018 | 62 |
24. Costa Rica | 2018 | 67 |
25. Croatia | 2017 | 65 |
26. Curaçao | 2018 | 57 |
27. Cyprusd | 2017 | 67 |
28. Czech Republic | 2017 | 60 |
29. Denmark | 2017 | 69 |
30. Estonia | 2017 | 66 |
31. Faroe Islands | 2017 | 67 |
32. Finland | 2017 | 69 |
33. France | 2017 | 66 |
34. Germany | 2017 | 68 |
35. Ghanab | 2019 | 56 |
36. Gibraltar | 2017 | 59 |
37. Greece | 2017 | 68 |
38. Greenland | 2018 | 67 |
39. Grenada | 2018 | 35 |
40. Guernsey | 2017 | 64 |
41. Hong Kong, China | 2018 | 45 |
42. Hungary | 2017 | 66 |
43. Iceland | 2017 | 64 |
44. India | 2017 | 67 |
45. Indonesia | 2018 | 66 |
46. Ireland | 2017 | 69 |
47. Isle of Man | 2017 | 64 |
48. Israel | 2018 | 55 |
49. Italy | 2017 | 67 |
50. Japan | 2018 | 67 |
51. Jersey | 2017 | 65 |
52. Korea | 2017 | 67 |
53. Kuwait | 2019 | 52 |
54. Latvia | 2017 | 66 |
55. Lebanon | 2018 | 59 |
56. Liechtenstein | 2017 | 60 |
57. Lithuania | 2017 | 66 |
58. Luxembourg | 2017 | 69 |
59. Macau (China) | 2018 | 48 |
60. Malaysia | 2018 | 64 |
61. Malta | 2017 | 67 |
62. Marshall Islands | 2018 | 57 |
63. Mauritius | 2018 | 65 |
64. Mexico | 2017 | 67 |
65. Monaco | 2018 | 58 |
66. Nauru | 2018 | 68 |
67. Netherlands | 2017 | 65 |
68. New Zealand | 2018 | 65 |
69. Norway | 2017 | 68 |
70. Pakistan | 2018 | 55 |
71. Panama | 2018 | 58 |
72. Poland | 2017 | 69 |
73. Portugal | 2017 | 69 |
74. Qatar | 2018 | 49 |
75. Romania | 2017 | 65 |
76. Russia | 2018 | 58 |
77. Saint Kitts and Nevis | 2018 | 62 |
78. Saint Lucia | 2018 | 61 |
79. Saint Vincent and the Grenadines | 2018 | 56 |
80. Samoa | 2018 | 59 |
81. San Marino | 2017 | 63 |
82. Saudi Arabia | 2018 | 65 |
83. Seychelles | 2017 | 66 |
84. Singapore | 2018 | 62 |
85. Slovak Republic | 2017 | 67 |
86. Slovenia | 2017 | 69 |
87. South Africa | 2017 | 63 |
88. Spain | 2017 | 69 |
89. Sweden | 2017 | 66 |
90. Switzerland | 2018 | 62 |
91. Turkey | 2018 | 2 |
92. Turks and Caicos Islands | 2017 | — |
93. United Arab Emirates | 2018 | 53 |
94. United Kingdom | 2017 | 68 |
95. Uruguay | 2018 | 67 |
96. Vanuatua | 2018 | 42 |
Юрисдикции, которые ещё не завершили свою техническую реализацию AEOI: Dominica, Montserrat, Niue.
Страны, в которых ещё продолжается имплементация AEOI на законодательном уровне: Brunei Darussalam, Sint Maarten, Trinidad and Tobago.
Важно отметить, что количество обменов зависит от различных факторов, характерных для каждой юрисдикции. Во-первых, количество партнёров по обмену информацией определяется количеством юрисдикций, заинтересованных в её получении (12-ть юрисдикций, которые не имеют системы прямого налогообложения, «обмениваются» информацией только в одностороннем порядке: отправляют информацию, но не получают). Во-вторых, даже когда юрисдикция заинтересована в получении информации, она должна создать внутреннюю правовую базу для внедрения механизма обмена информацией, прежде чем она сможет начать обмены. В-третьих, информация не будет отправлена юрисдикции, которая не имеет необходимых правил по соблюдению стандартов конфиденциальности и защиты данных.
Следует также отметить, что сам показатель количества обмена информацией не даёт оценку качества обмена информацией. Качество реализации важно для обеспечения эффективной работы стандарта AEOI: Глобальный форум предоставлял и продолжает осуществлять помощь в случае необходимости устранить любые пробелы путём направления рекомендаций ещё до начала обмена с целью обеспечения «ровного игрового поля» между всеми юрисдикциями.
Так, группой экспертов из Глобального форума предварительно оценивается юрисдикция и определяется, соответствуют ли основы конфиденциальности и защиты данных юрисдикции требуемым стандартам.
Глобальный форум также имеет механизм, который срабатывает в случае нарушения конфиденциальности или защиты данных, который был запущен в 2019 году: обмен приостанавливается до момента устранения проблемы.
Исходя из Отчёта акцент в ближайшие годы будет делаться на оценке эффективности реализации стандарта AEOI на практике, в том числе посредством изучения административного соответствия каждой юрисдикции для обеспечения того, чтобы финансовые учреждения и налоговые органы выполняли свои обязательства. Затем планируется в 2020 году создание рейтинга в отношении эффективности внедрения стандарта AEOI на практике по каждой юрисдикции, ведь, в конечном счёте, важно, как стандарт AEOI работает и каковы его результаты.