02.06.2020

Реестр бенефициарного владения Кипра и другие основные моменты поправок 5-й AMLD

 

Реестр бенефициарного владения Кипра и другие основные моменты поправок 5-й AMLD

Сектор финансовых услуг и международного бизнеса на Кипре является одним из важнейших столпов кипрской экономики. При этом Кипр стремится быть в полном соответствии с европейскими рамками AML (anti-money laundering) и в этом отношении постоянно вносит изменения в свои местные законы в соответствии с директивами и правилами ЕС.

Так, каждое государство-член ЕС должно было перенести 5-ю Директиву по борьбе с отмыванием денег (AMLD) в национальное законодательство к 10 января 2020 года. Внося таким образом существенные изменения в существующую нормативно-правовую базу, государства-члены ЕС стремятся стать более реагирующими на постоянно развивающиеся угрозы отмывания денег и финансирования терроризма.

Кипр, как и остальные страны-члены ЕС, перенёс эту Директиву в национальное законодательство. Новая нормативно-правовая база инициировала внесение поправок в Закон о борьбе с отмыванием денег № 188(I)/2007 (далее—Закон).

Итак, основными областями, на которые будут влиять новые требования Директивы, являются бенефициарное право (UBO), политически значимые лица (PEPs), дорогостоящие товары, высокорисковые третьи страны, а также криптовалюты и предоплатые карты.

Основные регистры

Бенефициарные собственники (акций, прав голоса, долей собственности, владельцы акциями на предъявителя или контроля с помощью других средств) должны предоставлять корпоративным и другим юридическим лицам всю необходимую информацию о себе.

Напомним, бенефициарный владелец (бенефициар) –любое физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет или контролирует компанию и/или физическое лицо (лица), от имени которого осуществляется операция или деятельность (более 25% плюс одна голосующая акция или право голоса).

Существенными изменениями бизнес-реалий с 2020г. является требование регистрации UBO, и то, что эта информация стала общедоступной.

В соответствии с новой Директивой Кипр эффективно создаёт следующие центральные регистры:

  1. Реестр бенефициарных владельцев и юридических лиц (компаний)—прежний Департамент регистрации и ликвидации компаний (DRCOR) будет обслуживать корпоративные и другие юридические лица по обязательствам в отношении отчётности UBO;
  2. за второй реестр с марта 2020г. отвечает Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC) для хранения информации UBO по трастам (Express, Constructive Trusts), а также для других юридических процедур;

кроме того, банки должны вести свои собственные реестры, чтобы включать банковские или платёжные счета, а также UBOs для сейфовых ячеек. Новое требование от Обязанных лиц состоит в том, чтобы установить и проверить личность Клиентов и UBO перед любой транзакцией или деловыми отношениями.

Касательно доступа к регистрам:

положения четвертой AML Директивы ЕС предусматривали неограниченный доступ к реестрам со стороны компетентных органов и доступ в рамках надлежащей проверки клиентов (CDD) со стороны обязанных лиц, как это определено в статье 59 Закона о AML.

5-ая AMLD обеспечивает дополнительный доступ общественности (физическим или юридическим лицам). Теперь необходимость продемонстрировать законную заинтересованность в доступе будет устранена, за исключением трастов и аналогичных правовых соглашений. В этом случае доступ к информации о бенефициарном праве будет предоставлен любому физическому или юридическому лицу, которое сможет проявить законный интерес, а также любому лицу, подающему запрос в отношении траста или аналогичного юридического соглашения, которое владеет или контролирует любое корпоративное или другое юридическое лицо Кипр должен будет определить законный интерес, как в качестве общей концепции, так и в качестве критерия доступа к информации о бенефициарном праве в своём национальном законодательстве. При этом важным является правильно сбалансировать законный интерес с частными интересами, правами и свободами человека. Поэтому все государства-члены должны также обеспечить, чтобы доступ к информации о бенефициарном праве соответствовал правилам защиты данных.

Доступ к информации о бенефициарном владении будет осуществляться посредсвом онлайн-регистрации и оплаты пошлины. Вот как прокомментировал создание реестра бенефициарных владельцев Мариос Скандалис, президент Кипрской ассоциации аудиторов: «Важно защитить бенефициаров от необоснованных преследований, вызванных доступностью их личной информации. Если доступ будет иметь слишком много лиц, это приведёт к негативным последствиям».

Обязанные лица:

В дополнение к кредитным и финансовым учреждениям, 5-ая AML Директива расширяет сферу Обязанных юридических лиц и включает в себя предприятия, работающие со всеми видами электронных денег, виртуальных и криптовалют, кошельков-хранителей и предоплаченных карт.

В 5-ой AMLD от обязанных юридических лиц требуются усиленные меры CDD.

Клиентский Due Diligence (CDD), его нормативные требования: фирмы обязаны поддерживать процедуры надлежащей проверки клиентов, включая идентификацию и проверку клиентов, в соответствии с положениями Закона. CDD является неотъемлемой частью политики AML фирмы. Его цель состоит в том, чтобы идентифицировать клиента и понять соответствующие деловые операции, позволяя фирмам понимать, смягчать и управлять рисками отмывания денег и финансирования терроризма. Процесс KYC (know your customer) является частью процедур CDD.

Хорошее знание бизнеса и финансового положения клиента, а также информация о цели и предполагаемом характере деловых отношений также очень важны для обеспечения эффективного обслуживания клиента. Теперь CDD требуется для сумм свыше 150 евро вместо 250 евро, как в случае с 4-ой AMLD. Кроме того, организации, занимающиеся любыми другими ценными активами, такими как недвижимость, теперь обязаны сообщать о подозрительной деятельности.

Идентификация, проверка информации и полученной документации
Основные принципы, изложенные в Законе об идентификации и мерах CDD, следующие:

  • определить и проверить личность клиента;
  • определить и принять разумные меры для проверки личности и места жительства бенефициарного владельца;
  • принять разумные меры для понимания структуры собственности и контроля клиента;
  • принять разумные меры для оценки цели предполагаемого характера деловых отношений;
  • проводить постоянный мониторинг, чтобы подтвердить информацию, собранную первоначально.

Фирмы также должны выявлять и проверять любых третьих лиц, имеющих полномочия представлять клиента, и обеспечивать, чтобы указанные третьи лица имели законные полномочия.

Подчёркивается, что фирмы не должны полагаться исключительно на центральный реестр бенефициарных владельцев компаний и других юридических лиц для выполнения своих требований в соответствии с положениями Закона.

Фирмы должны проводить CDD достаточно подробно, чтобы обеспечить разумную уверенность, что полученная ими информация отражала надлежащее, удовлетворительное и достаточное указание на истинные дела клиента. Степень детализации и объем применяемых процедур могут варьироваться в зависимости от характера и цели деятельности, структуры собственности и профиля риска клиента.

На фоне вступившей в силу 5-ой AMLD была подготовлена Директива ICPAC (Института сертифицированных бухгалтеров Кипра) для того, чтобы дать практическое толкование Закона, чтобы помочь фирмам соблюдать его положения и помочь надзорному органу в определении того, выполнила ли фирма требования Закона об отмывании денег.

Итак, что такое отмывание денег–это любое действие или попытка скрыть незаконно полученные доходы таким образом, чтобы они, по-видимому, были получены из законных источников.

Обычно отмывание денежных средств включает три этапа:

  1. Размещение незаконных средств в финансовой системе;
  2. Расслоение–действия по удалению незаконно полученных доходов от их источника посредством создания нескольких и сложных уровней финансовых транзакций, предназначенных для маскировки и обеспечения анонимности;
  3. Интеграция–возвращение незаконных средств в финансовую систему, которые выглядят уже, как законные поступления.

Политически значимые лица (PEP):

  • в случаях, когда бенефициаром клиента является PEP или когда PEP осуществляет контроль над клиентом, фирмы должны по умолчанию рассматривать клиента, как высокий риск с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма. В таких случаях должны применяться меры расширенной комплексной проверки;
  • как правило, PEP представляет более высокий риск потенциального вовлечения во взяточничество и коррупцию в силу своего положения и влияния, которое они могут оказывать. Также считается, что это влияние влияет на профиль риска их близких членов семьи и партнёров, которые также должны рассматриваться, как лица с высоким риском.

Подведя итоги, можно сказать, что хотя 5AMLD фактически вступила в силу через двадцать дней после её публикации, т.е. 30 мая 2018 года, однако лишь с 10 января 2020 года она стала применяться по всему ЕС.

Но несмотря на продолжающийся переход к 5-ой AMLD уже существует 6-я Директива ЕС по отмыванию денег, которая была опубликована в Официальном журнале Европейского Союза 23 октября 2018 года, а государства-члены ЕС должны до 3 декабря 2020 года включить её в национальное законодательство, поэтому время, кажется, идёт ещё быстрее и напряжённее.

Из следующего раунда правил AML получим акцент на преступную деятельность и уголовные преступления. Минимальный срок тюремного заключения устанавливается от 6 месяцев, а в более серьезных случаях требуется наказание в виде максимального срока тюремного заключения не менее четырех лет. Объем с точки зрения преднамеренного поведения, рассматриваемого как уголовное преступление, теперь включает:

  • передача или преобразование имущества (активов любого рода), зная, что оно является продуктом преступной деятельности, чтобы скрыть его незаконное происхождение или помочь кому-либо, участвующему, уклониться от правовых последствий своих действий;
  • сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местоположения, перемещения, прав в отношении или владения имуществом, зная, что оно произошло в результате преступной деятельности;
  • приобретение, владение или использование имущества, зная в момент его получения, что оно произошло в результате преступной деятельности;
  • пособничество и подстрекательство, покушение на эти преступления.

Дополнительные отягчающие факторы и наказания, которые не ограничиваются тюремными сроками, могут включать в себя всё, что угодно, от исключения из общественных благ или помощи до дисквалификации от осуществления коммерческой деятельности, замораживания или конфискации соответствующего имущества и т.д.

5-я Директива кроме обязательств для обязанных лиц, государственных органов и реестров вводит обязательства для всех владельцев кипрских компаний (поскольку речь в данной статье идёт именно о Кипре) сдавать с 2020 года за 2019 год новый отчёт в реестр – отчёт о бенефициарах (AML file) – на регулярной основе, то есть ежегодно. На практике, этот отчёт будет готовиться и подаваться аудиторами вместе с финансовым отчётом. Поскольку это новый отчёт, то первичная заливка информации о бенефициарах компаний в реестр требует больших временных затрат и, соответственно, будет стоить дороже, чем в последующие годы. Конкретную стоимость отчёта уточняйте у своей аудиторской компании, которая ведёт финансовую отчётность кипрской компании.

Обобщая, можно констатировать, что теперь и Кипр среди тех стран, которые активно принимают меры, чтобы препятствовать анонимному владению активами, а налоговая администрация вооружена ещё большим арсеналом, чтобы в точности узнать уровень богатства каждого резидента Кипра.

P.S. крайний срок имплементации 5-ой AMLD в национальное законодательство государств-членов ЕС был 10 января 2020г., однако наряду с Великобританией восемь государств-членов– Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Эстония, Греция, Ирландия, Люксембург и Польша –в середине мая 2020г. получили официальные уведомления от Еврокомиссии, предупреждающие их, что они только частично транспонировали 5AMLD.

В заявлении ЕК не указывается, какие части 5AMLD не были транспонированы каждой страной, хотя известно, что создание полностью открытых реестров трастов и других организаций создаёт значительные трудности для некоторых членов. При этом Эстония была проинформирована о том, что она неправильно внедрила ещё и 4-AMLD. ЕК заявляет, что Эстония уведомила о полном транспонировании 4-AMLD 14 января 2019 года, но неправильно перенесла свои меры в отношении обращения с политически значимыми лицами, бенефициарными владельцами, оценки рисков и систем управления рисками, а также прав доступа к национальной финансовой информации.

Любое государство, которое не сможет дать удовлетворительный ответ на последние письма ЕК в течение четырёх месяцев, может быть переведено на следующий этап правоприменительного процесса, в рамках которого ЕК рассылает «обоснованные мнения».

«Комиссия сожалеет о том, что государства-члены не смогли своевременно перенести Директиву, и призывает их всех сделать это в срочном порядке, учитывая важность этих правил для коллективных интересов ЕС»,–говорится в заявлении.

QR Контакты
Будьте в курсе наших новостей
Подпишитесь на нашу рассылку