28.04.2020

Время для ЕС закрыть свои налоговые гавани и новый рейтинг оффшоров от Tax Justice Network

рейтинг оффшоров от Tax Justice Network

Неправительственная организация Tax Justice Network в феврале 2020г. составила новый рейтинг стран по критерию финансовой непрозрачности. В первой десятке оказались не только такие оффшоры, как Каймановы острова и Британские Виргинские острова, но и ОАЭ, США, Япония, Швейцария и Нидерланды.

Данный рейтинг показывает соотношение между прозрачностью, открытостью юридической и финансовой системы страны и величиной экспорта её финансовых услуг. В качестве оценки прозрачности использовалась методология MВФ, представленная ещё в 2007г., но в 2020 году также был добавлен анализ «уникальных юридических лазеек», которые способствуют обеспечению финансовой закрытости.

В этом году первое место в рейтинге заняли Каймановы острова, на втором месте оказались США, обошедшие прошлого лидера рейтинга–Швейцарию, которая заняла третье место в 2020г., при этом авторы рейтинга отмечают, что увеличение объема экспорта финуслуг США произошло также из-за принятия в штате New Hampshire нормативного акта, разрешающего открывать неблаготворительные приватные фонды без обязательства раскрытия финансовой отчётности.

Нидерланды, занимающие 8-ую позицию, также внесли достаточно большой вклад в мировую индустрию непрозрачного банкинга, анонимного владения подставными компаниями, недвижимым имуществом.

Так, немного о европейских налоговых убежищах во время пандемии Covid-19:

4 апреля 2020г. в период «разгара» коронавируса по странам Европейского Союза организация Tax Justice Network опубликовала своё заявление-предложение по закрытию налоговых гаваней.

Из публикации:

«не следует удивляться, что налоговая гавань действует эгоистично, подрывая своих соседей. Но всё же было шокирующим видеть, что Нидерланды возражают против совместной эмиссии долгов для стран-членов ЕС, разорённых COVID19. Независимо от того, будут ли в конечном итоге выпущены еврооблигации, ЕС должен действовать решительно, чтобы положить конец злоупотреблению корпоративным налогом, которое позволяет горстке государств-членов во главе с Нидерландами лишить своих соседей законных доходов. Только Нидерланды несут ответственность за то, что другие члены ЕС ежегодно теряют более 10 миллиардов долларов доходов от корпоративного налога. Теперь, когда затраты на здравоохранение и экономический ущерб от пандемии стали очевидными, мы наметили неотложную повестку дня для политического сообщества ЕС, направленную на то, чтобы раз и навсегда положить конец этому налоговому злоупотреблению».

Неравенства и взаимозависимости:

пандемия обнажила ряд взаимозависимостей, как в ЕС, так и в других странах. Среди них выделяются три основных:

  1. личное и экономическое благополучие каждого человека в обществе зависит от качества государственных услуг, таких как, здравоохранение, и от их участия всех людей в обществе;
  2. пандемия в абсолютном выражении подтвердила, что неравенство вредит всем. Например, социальное дистанцирование становится невозможным, если домохозяйства с более низкими доходами сталкиваются с выбором между небезопасной работой или невозможностью покупать продукты питания;
  3. переплетение стран ЕС друг с другом: в политическом, экономическом и социальном плане означает, что каждая из них полностью подвержена слабостям других в области здравоохранения и других социальных сферах.

ЕС может предпринять серьёзные шаги в ответ на эти взаимозависимости:

очевидным путём является совместная эмиссия государственного долга или еврооблигаций для поддержки срочно необходимых расходов на непосредственные последствия кризиса для здоровья и экономики. Совместная эмиссия снизит общий риск удержания долга по сравнению с отдельными национальными облигациями, что подразумевает более низкую общую стоимость для правительств. Однако, учитывая диапазон доходности долга в настоящее время, например, 0,28% по 10-летним облигациям Нидерландов и при этом 1,64% по 10-летним итальянским облигациям, вероятно, некоторые правительства будут платить больше при совместной эмиссии, тогда как другие увидят существенную экономию.

Бездействие ЕС

Очевидный вопрос заключается в том, почему такие страны ЕС, как Италия и Германия, продолжают терпеть свою эксплуатацию другими европейскими державами: Нидерланды, Ирландия, Люксембург и другие. Есть две основные причины:

  • во-первых, идеологическая власть лобби с низкими налогами всегда была сильной. Даже в странах, которые больше всего теряют в доходах, таких, как Германия, голоса бизнеса эффективно сопротивляются шагам, которые могут ограничить их возможности для получения прибыли. Признавая растущее общественное несогласие, немецкий бизнес в то же время был на переднем плане вместе со своими американскими коллегами в противодействии базовой налоговой прозрачности в форме публичной отчётности по странам, которая выявила бы несоответствия между тем, где происходит их экономическая деятельность, и где их прибыль сообщается для целей налогообложения;
  • вторая причина отсутствия действий со стороны ЕС заключалась в политическом уклоне, в частности, налоговые вопросы требуют единогласия, и такие страны, как Нидерланды или Люксембург, последовательно выступают против законодательства и реформ, направленных на ограничение уклонения от уплаты налогов. Требование единогласия давно защищается во имя «налогового суверенитета»–идеи о том, что отдельные страны должны иметь полный контроль над своей налоговой политикой. Однако, с позиции Tax Justice Network это принципиально ошибочная концепция суверенитета. Налоговый суверенитет в действительности сложен и взаимозависим, потому что налоговая политика в одном государстве влияет на способность других устанавливать свою собственную налоговую политику – как пример, влияние Нидерландов на корпоративный налоговый суверенитет своих соседей. Защита налогового суверенитета для членов ЕС будет наилучшим образом достигаться путём устранения требования единогласия, позволяющего принимать совместные решения в отношении минимальных стандартов, которым будут соответствовать все участники-члены ЕС.

Итак, Tax Justice Network сформировало неотложную повестку дня для ЕС:

ранее описанное предложение по еврооблигациям имеет место не без собственных проблем. ЕС не привыкать к «строгости» для более бедных членов, и условия для участников могут сыграть здесь аналогичную и разрушительную роль. Но любые предложения должны оцениваться по существу, и что должно быть неприемлемым, так это возможность того, что единый налоговый рай может заблокировать ценный инструмент для мобилизации ресурсов в условиях ужасного человеческого кризиса 2020 года. На данный момент члены ЕС должны просто отложить возражения и действовать вместе, солидарно. Но этот эпизод должен также сосредоточить их внимание на антиобщественном характере собственных налоговых убежищ ЕС. Отсутствие солидарности в Нидерландах–не новое явление, а скорее явление, которое характеризовало их поведение в профсоюзе в течение многих лет – наряду с поведением Ирландии, Люксембурга и других стран, включая Мальту и Кипр. Настало время для ЕС, наконец, сказать «больше нет»: больше нет налоговых злоупотреблений, больше нет перераспределения прибыли и больше нет эксплуатации других стран-членов Нидерландами и другими.

P.S. Детальнее в цифрах о потерях дохода на страну из-за налоговой политики Нидерландов: https://www.datawrapper.de/_/i9dNo/

Повестка дня для достижения этого изменения ясна и содержит три компонента:

  • во-первых, ЕС должен принять долгосрочную общую консолидированную корпоративную налоговую базу без дальнейших задержек. В частности, государства-члены ЕС должны оценивать налогооблагаемую прибыль в своей юрисдикции на унитарной основе, принимая долю глобальной консолидированной прибыли каждой транснациональной корпорации пропорционально доле занятости и продаж транснациональной корпорации в данной стране. Одним ударом этот подход устраняет манипуляции с трансфертным ценообразованием и трудности, связанные с цифровыми компаниями, на последовательной и прозрачной основе. Сразу же это исключает возможность смещения прибыли внутри ЕС и прекращает голландскую модель корпоративного налогового убежища;
  • во-вторых, государства-члены ЕС должны согласовать минимальную эффективную ставку корпоративного налога не менее 25%, включая запрет на налоговые решения, которые могут подорвать это, чтобы устранить любые оставшиеся стимулы для перераспределения прибыли внутри блока. А краткосрочный налог на сверхприбыль, возможно, в размере 50% или даже 75% сможет обеспечить антисоциальное перераспределение прибыли в это нелёгкое время крайней необходимости, например, от таких компаний, как Amazon, её дочерних компаний, которые получают непропорциональную прибыль от правительственных решений, «блокирующих общество»;
  • третья мера самая простая: прозрачность. Члены ЕС должны требовать от всех транснациональных корпораций ежегодно публиковать отчёты по странам с указанием места их работы, продаж, заявленной прибыли и уплаченных налогов. Это обеспечит полную подотчётность, что позволит общественности подтвердить, что транснациональные корпорации платят свою справедливую долю в нужных местах, и что государства-члены ЕС также ведут себя солидарно.

Таким образом, по мнению неправительственной организации TJN, эти шаги, взятые вместе, положат конец налоговой гавани Нидерландов и других европейских стран; повысят важные новые доходы для всех членов ЕС, чтобы поддержать их COVID-ответ; и создадут основу для подотчётного корпоративного налогового суверенитета в будущем.

QR Контакты
Будьте в курсе наших новостей
Подпишитесь на нашу рассылку