Акции на предъявителя – это документ, подтверждающий собственность на компанию, на котором отсутствует имя и фамилия его владельца. Собственником компании с акциями на предъявителя является лицо, в данный момент владеющее акцией на предъявителя.
Ранее акции на предъявителя обеспечивали анонимность владения оффшорной компанией и обеспечивали конфиденциальность при открытии банковского счета.
Вследствие борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и неуплатой налогов, акции на предъявителя сильно видоизменились и фактически утратили свою основную функцию – обеспечение анонимности и конфиденциальности владения оффшорной компанией.
Большинство оффшорных зон ввели запрет на выпуск акций на предъявителя. Те же оффшорные зоны, которые оставили акции на предъявителя, ввели огромное количество ограничений и обязательных требований:
»При регистрации компании с акциями на предъявителя, нужно предоставить информацию о бенефициаре (она будет хранится у регистрационного агента по месту регистрации оффшорной компании);
»Владение акцией на предъявителя фиксируется во внутренних документах компании (корпоративных книгах), которые хранятся по месту регистрации компании;
»Некоторые оффшорные зоны (Вануату, Самоа, Британские Виргинские о-ва), позволяют выпуск акций на предъявителя, только при условии, что они будут депонированы у лицензированных хранителей в стране регистрации компании;
»Передача акции на предъявителя другому собственнику должна происходить надлежащим образом с фиксацией смены собственника в корпоративной книге. В противном случае передача акции будет считаться не легитимной.
»Некоторые оффшорные зоны ввели штрафные санкции за несвоевременное и ненадлежащее оформление сделки по передаче акций на предъявителя, которые накладываются на передающую сторону.
»Чтобы открыть счет в иностранном банке, акцию на предъявителя придется депонировать в банке.
Оффшорные зоны, которые все еще позволяют выпускать акции на предъявителя: Панама, Белиз, Сейшеллы, Антигуа, Маршалловы о-ва, Британские Виргинские о-ва, Вануату, Самоа.
Материалы по теме:
Акции на предъявителя на БВО
Апостиль – это штамп, путем проставления которого осуществляется легализация документов.
В 1961 году ряд стран собрались в Гааге на Конвенцию и решили навести порядок в своих многочисленных документах, чтобы любой документ, отмеченный апостилем в одной стране, признавался официальными органами в другой стране – участнице Гаагской Конвенции.
Список стран-участниц подписавших Гаагскую конвенцию об апостиле смотрите здесь.
Апостиль удостоверяет подлинность подписи должностного лица, подписавшего документ, и подлинность печати или штампа, проставленного на документе.
Апостиль может быть составлен, как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль.
Апостиль проставляется по ходатайству либо лица его подписавшего, либо любого лица предоставившего оригинал документа. Апостиль не проставляется на коммерческих документах, относящихся к таможенным или другим операциям, а также на документах, которые были выданы дипломатическими или консульскими учреждениями.
Материалы по теме:
Правила проставления Апостиля в Украине согласно Приказу МИД Украины, МинОбразования и Науки, МинЮста от 05.12.2003 г. № 237/803/151/5.
Определение «бенефициар»
Бенефициар – в широком значении – это физическое или юридическое лицо, конечный выгодоприобретатель. Применительно к оффшорному бизнесу, и опираясь на определение FATF – бенефициар – это физическое лицо, конечный собственник компании, который в итоге получает выгоду от ее деятельности, или лицо, полностью контролирующее деятельность компании или в чьих интересах компания осуществляет свою деятельность.
Требования по идентификации
В большинстве случаев, в целях конфиденциальности, мы рекомендуем оформить оффшорную компанию на номинального акционера. Последний фигурирует в Публичном реестре компаний, официальных документах и выглядит, как собственник компании. Личность бенефициара прописывается в трастовом договоре.
Сегодня, номиналы не гарантируют полной конфиденциальности бенефициару. Также не гарантируют конфиденциальность и акции на предъявителя.
По закону, номиналы обязаны знать личность человека, которому они предоставляют такие услуги. Личность собственника фиксируется в трастовой декларации, которую необходимо будет предоставить в банк, если требуется открыть счет компании. Так бенефициар становиться известен и банку.
Теоретически, возможно обмануть и номиналов и банк, предоставив в роли бенефициара подставное лицо. Минус: в случае недостаточного контроля над подставным бенефициаром или при возникновении разногласий, подставной бенефициар (его наследники в случае смерти последнего) будет иметь абсолютное право на активы, которые числятся на нем.
Бенефициар компании – это всегда физическое лицо.
Трастовый договор может быть выпущен на имя юридического лица, но в этом случае, необходимо предоставить информацию о физическом лице, которое владеет данным юрлицом.
Конфиденциальность и разглашение информации о бенефициаре
Информацию о бенефициаре (равно, как и любую другую информацию о клиенте или его компании), номиналы и банки не выдают. Чтобы удовлетворить свой интерес, «просящие» должны пройти процедуру, прописанную в законе страны нахождения банка, страны регистрации компании или номиналов. Поэтому, так важно тщательно подбирать юрисдикцию банка и самой компании.
Можно ли не предоставлять информацию о бенефициаре?
Исключение составляют компании, которые котируются публично, благотворительные или общественные организации, государственные компании – юридические лица, у которых не может быть собственников по определению или чьи собственники заведомо известны.
Публичные документы, дающие понимание о бенефициаре и процедуре его надлежащей идентификации.
40 + 9 Рекомендаций FATF;
Вольфсбергские принципы – это всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе
Преамбула
Полагаем, что данные рекомендации могут оказаться полезными для отношений в рамках частного банковского сектора. Рекомендации для других рыночных секторов могут отличаться. Очевидно, что разработка политики и процедур по выполнению данных рекомендаций должна вестись руководством банков.
1. Работа с клиентом
1.1. Общие положения
Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. Банк будет стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность.Основная ответственность за это лежит на служащем банка, отвечающем за работу с этим клиентом. Простое соблюдение внутренних процедур проверки не освобождает банковского служащего от основной ответственности.
1.2. Идентификация
Банк должен ответственно подойти к проверке личности своих клиентов и бенефициаров и работать с клиентами только в том случае, если проверка проведена полностью.
1.2.1. Клиент
Физические лица: идентификация физических лиц будет производиться путем рассмотрения официальных документов, удостоверяющих личность, или иных подтверждающих свидетельств, соответствующих обстоятельствам.
Корпоративные клиенты, товарищества, фонды: будут идентифицироваться путем получения документального свидетельства об их надлежащей организации и существовании.
Трасты: будут идентифицироваться путем получения соответствующего свидетельства об их создании, деятельности и личности доверительных управляющих.
Все документы, представляемые банку, должны быть действительными.
1.2.2. Бенефициары
Необходимо установление бенефициаров по каждому счету. Надлежит тщательно идентифицировать всех основных бенефициаров в соответствии со следующими принципами:
Физические лица: если счет открыт на имя определенного лица, банковский служащий обязан удостовериться, что лицо действует от своего имени. Если появляются сомнения, банк должен установить, в каком качестве и от чьего имени действует держатель счета.
Юридические лица: если клиентом является компания, например, частная инвестиционная компания, служащий банка должен уяснить ее структуру в достаточной мере, чтобы определить происхождение денежных средств, основных владельцев или владельца акционерного капитала, лиц, осуществляющих контроль за движением средств, например, директоров, и лиц, имеющих право давать указания директорам. Что касается прочих акционеров, служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка. Данный принцип применим вне зависимости от того, являются ли доли акционерного капитала именными или на предъявителя.
Трасты: в случае, если клиентом является доверенный управляющий, служащий банка должен уяснить структуру траста в такой мере, чтобы определить происхождение денежных средств, лиц, контролирующих движение фондов, а также определить лиц или учреждения, наделенные полномочиями смещать доверенных управляющих. Служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка.
Неакционированные общества: изложенные выше принципы применяются и к неакционированным обществам.
1.2.3. Счета, открытые на имя управляющих средствами и аналогичных посредников
Служащий банка должен проверить посредника должным образом и установить, что посредник также осведомлен о личности своих клиентов или имеет закрепленное обязательство проводить проверку клиентов в форме, удовлетворяющей банк.
1.2.4. Лица, действующие на основании доверенности/наделенные правом подписи
В случае, если клиент предоставляет другим лицам право распоряжаться своим счетом на основании доверенности или наделяет других лиц правом подписи, как правило, достаточно провести проверку самого клиента.
1.2.5. Разовые клиенты и клиенты, которым предоставляются электронные банковские услуги
При обслуживании разовых клиентов и предоставлении электронных банковских услуг банк определяет, следует ли перед открытием счета проводить более углубленную проверку.
1.3. Проверка
Важно осуществлять сбор и систематизацию информации по следующим категориям:
цель и причины открытия счета;
предполагаемые операции по счету;
оценка капитала;
источник состояния (описание деятельности, являющейся источником доходов);
источники фондов (описание источников происхождения и способов перевода денег, использованных для открытия счета);
дополнительная информация или иные источники, касающиеся репутации клиента, если это необходимо.
Если перечисленных мер недостаточно для должной проверки клиента (например, в случае отсутствия положительно характеризующей клиента и достоверной информации), перед открытием счета необходима личная встреча с клиентом.
1.4. Ответственность за надзор
Необходимо требование, чтобы решение об открытии новых счетов и установлении отношений с новыми клиентами принималось по меньшей мере еще одним сотрудником, помимо служащего банка, работающего с клиентом.
2. Установление отношений с клиентами: ситуации, требующие дополнительной проверки/внимания
2.1. Номерные или кодированные счета
Номерные или кодированные счета могут быть открыты только в том случае, если банк установил личность клиента и бенефициарного владельца счета.
2.2. Страны с повышенным риском
Банк будет проявлять повышенное внимание к клиентам и бенефициарам, являющимся резидентами и получающим средства из стран, о которых из достоверных источников известно,что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием капиталов или являются странами с повышенным уровнем преступности и коррупции.
2.3. Офшорные юрисдикции
Риски, связанные с работой с юридическими лицами, созданными в офшорных зонах, минимизируются путем соблюдения процедур, изложенных в настоящих Директивах.
2.4. Деятельность, связанная с повышенным риском
Клиенты и бенефициары, источниками средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег, должны проверяться с особой тщательностью.
2.5. Государственные служащие
Лица, занимающие или занимавшие должности, предполагавшие общественное доверие, например, правительственные чиновники, старшие должностные лица государственных компаний, политики, видные деятели политических партий и т.д., члены их семей, близкие к ним лица должны проверяться с особой тщательностью.
3. Обновление информации о клиентах
Банковский служащий несет ответственность за обновление информации о клиентах по определенной схеме и/или при серьезных изменениях в положении клиента. Контрольные органы банка или независимые аудиторы будут регулярно анализировать определенный объем информации о клиенте, чтобы информация была достоверной и полной. Частота проверок зависит от объема, сложности и рискованности работы с клиентом.
4. Действия при выявлении необычных или подозрительных обстоятельств
4.1. Определение необычной или подозрительной деятельности
Банк должен разработать документ о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента. Документ должен определить, что считается необычной или подозрительной деятельностью, и содержать конкретные примеры.
Необычная или подозрительная деятельность может включать:
движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента;
операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений;
использование счета в качестве транзитного/частые переводы средств по счету.
4.2. Выявление необычной или подозрительной деятельности
Необычная или подозрительная деятельность может быть выявлена путем:
осуществления мониторинга операций;
анализа контактов клиента (встречи, беседы, поездки по странам и т.д.);
анализа информации из независимых источников (например, средств массовой информации, Интернета и т.д.);
анализ собственной (внутрибанковской) информации об окружении клиента (например, политическая ситуация в стране клиента).
4.3. Действия в случае выявления необычной или подозрительной деятельности
Служащий банка, руководство банка и/или служба контроля должны осуществлять анализ обстоятельств любых необычных или подозрительных действий. В случае, если рационального объяснения найти не удастся, могут быть приняты следующие решения:
продолжать отношения с клиентом, обеспечив повышенный контроль;
прекратить отношения с клиентом;
информировать власти о данном случае.
Информирование властей производится службой контроля, и старшие должностные лица банка могут быть проинформированы об этом (например, руководитель службы комплаенс-контроля, руководитель подразделения, старший аудитор, Совет директоров). В соответствии с требованиями национального законодательства и нормативных документов денежные средства могут быть заблокированы, и операции по счету совершаются только с согласия службы контроля.
5. Мониторинг
Банк должен применять специальную программу мониторинга операций. Основная ответственность за осуществление мониторинга за движением средств по счетам клиентов лежит на персонале банка. Служащий банка должен быть осведомлен о крупных операциях клиента, частых переводах средств на счете и понимать суть необычных или подозрительных сделок (п. 4.1). Банк самостоятельно принимает решение об использовании для этих целей автоматизированных систем либо других средств.
6. Ответственность за контроль
Контроль должен осуществляться на основании документа, определяющего стандартные меры, предпринимаемые на различных “уровнях контроля” (служащий банка, независимое подразделение банка, служба комплаенс-контроля, служба внутреннего аудита). Документ должен указывать временные рамки, степень контроля, вопросы, требующие контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и т.д.
7. Информирование руководства
Должен быть установлен регулярный порядок информирования руководства по вопросам отмывания денег (например, количество сообщений, направленных в соответствующие государственные органы, способы мониторинга, изменения в законодательной и нормативной базе, количество и тематика учебных мероприятий для служащих банка).
8. Обучение и подготовка персонала, информирование
Банк должен составить программу по обучению персонала, работающего с клиентами, и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращения отмывания денег. Следует проводить регулярные (например, раз в год) учебные мероприятия, в том числе по вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной или подозрительной деятельности. Сотрудников банка необходимо также информировать об изменениях в законодательной и нормативной базе, регулирующей вопросы противодействия отмыванию денег. Все вновь принятые сотрудники должны быть ознакомлены с процедурами по предотвращению отмывания капиталов.
9. Хранение информации
Банк должен определить стандарты по хранению документов, касающихся противодействия отмыванию денег. Такие документы следует хранить как минимум пять лет.
10. Исключения и отклонения от правил
Банк должен установить исключения и случаи отклонения от обычной практики, которые требуют дополнительной оценки рисков и заключения независимого подразделения.
11. Организация противодействия отмыванию денег в банке
Банк создаст и соответствующим образом укомплектует независимое подразделение, которое будет отвечать за предотвращение отмывания денег (например, служба комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, юридическая служба).
Равен сумме номинальный стоимостей акций, которые были выпущены для акционеров (учредителей). Выпущенный уставный капитал всегда меньше или равен объявленному уставному капиталу.
Фактически, это уставный капитал, который данная компания имеет на сегодняшний момент в виде выпущенных акций. Компания отвечает по своим обязательствам только в пределах выпущенного уставного капитала.
В большинстве оффшорных зон оплачивать выпущенный уставный капитал не обязательно.
Договор об избежании двойного налогообложения – это международный договор между двумя государствами, который заключается с целью не облагать налогом одну и ту же прибыль дважды.
Договор об избежании двойного налогообложения обычно применяется к пассивным доходам (дивиденды, роялти, проценты), заработанным в одном государстве, а получаемым в другом государстве.
Так, договор определяет страну, в которой подлежит налогообложению полученная прибыль, процент налога и другие условия.
Чтобы воспользоваться преимуществами такого договора, компания должна подтверить налоговую резидентность в стране своей регистрации. Налоговая резидентность подтверждется справкой о резидентности (выдается налоговой в стране регистрации). Получить статус налогового резидента в стране регистрации, в большинстве случаев, возможно только при уплате всех налогов. Извесным исключением является – Кипр, где справку о резидентности можно получить без налоговых отчислений в полном объеме.
Договора об избежании двойного налогообложения, подписанные между Украиной и другими государствами, с указанными ставками налога на пассивные доходы (при применении этих ставок в каждом конкретном случае, нужно читать текст самого договора, т.к. существует ряд оговорок по их применению):
Страна | Дата вступления договора в силу | Дивиденды | Проценты | Роялти | |
Физ-лица, Юр-лица | Квалифицированные компании1 | ||||
% | % | % | % | ||
Австрия | 20.05.1999 | 10 | 5 | 2-5 | 0-5 |
Азербайджан | 03.07.2000 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Алжир | 01.07.2004 | 15 | 5 | 0-10 | 10 |
Армения | 19.11.1996 | 15 | 5 | 10 | 0 |
Беларусь | 30.01.1995 | 15 | 15 | 10 | 15 |
Бельгия | 25.02.1999 | 15 | 5 | 2-10 | 0-10 |
Болгария | 03.10.1997 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Великобритания | 11.08.1993 | 10 | 5 | 0 | 0 |
Венгрия | 24.06.1996 | 15 | 5 | 10 | 5 |
Вьетнам | 19.11.1996 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Германия | 04.10.1996 | 10 | 5 | 2-5 | 0-5 |
Греция | 26.09.2003 | 10 | 5 | 0-10 | 10 |
Грузия | 01.04.1999 | 10 | 5 | 10 | 10 |
Дания | 21.08.1996 | 15 | 5 | 10 | 0-10 |
Египет | 27.02.2002 | 12 | 12 | 0-12 | 12 |
Израиль | 16.03.2006 | ||||
Индия | 31.10.2001 | 15 | 10 | 10 | 10 |
Индонезия | 09.11.1998 | 15 | 10 | 0-10 | 10 |
Иран | 21.07.2001 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Испания | 07.08.1999 | 18 | 18 | 0 | 0-5 |
Италия | 30.06.1989 | 15 | 5 | 0-10 | 7 |
Казахстан | 14.04.1997 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Канада | 22.08.1996 | 15 | 5 | 0-10 | 0-10 |
Кипр | 26.08.1983 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Киргизстан | 01.05.1999 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Китай | 18.10.1996 | 10 | 5 | 10 | 10 |
Корея (Республика-Юж.) | 19.03.2002 | 15 | 5 | 0-5 | 5 |
Латвия | 21.11.1996 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Ливан | 06.09.2003 | 15 | 5 | 0-10 | 10 |
Литва | 25.12.1997 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Македония | 23.11.1998 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Малайзия | 04.07.1988 | 15 | 15 | 0-15 | 10-15 |
Молдова | 27.05.1996 | 15 | 5 | 0-10 | 10 |
Монголия | при СССР | 0 | 0 | 0 | 0 |
Нидерланды | 02.11.1996 | 15 | 0-5 | 2-10 | 0-10 |
Норвегия | 18.09.1996 | 15 | 5 | 10 | 5-10 |
ОАЕ | 09.03.2004 | – | 5 | 0-3 | 0-10 |
Польша | 24.03.1994 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Португалия | 11.03.2002 | 15 | 10 | 0-10 | 10 |
Россия | 03.08.1999 | 15 | 5 | 10 | 10 |
Румыния | 17.11.1997 | 15 | 10 | 10 | 10-15 |
Сербия и Черногория | – | 10 | 5 | 0-10 | 10 |
Сирия | 04.05.2004 | 10 | 10 | 10 | 18 |
США | 05.06.2000 | 15 | 5 | 0 | 10 |
Таджикистан | 01.06.2003 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Таиланд | 24.11.2004 | 15 | 10 | 10-15 | 15 |
Турция | 29.04.1998 | 15 | 10 | 10 | 10 |
Туркменистан | 21.10.1999 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Узбекистан | 25.07.1995 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Финляндия | 14.02.1998 | 15 | 0-5 | 5-10 | 0-5-10 |
Франция | 01.11.1999 | 15 | 0-5 | 2-10 | 0-10 |
Хорватия | 01.06.1999 | 10 | 5 | 10 | 10 |
Чехия | 20.04.1999 | 15 | 5 | 5 | 10 |
Швейцария | 26.02.2002 | 15 | 5 | 0-10 | 5-10 |
Швеция | 04.06.1996 | 10 | 0-5 | 10 | 0-10 |
Эстония | 24.12.1996 | 15 | 5 | 10 | 10 |
ЮАР | 23.12.2004 | 15 | 5 | 0-10 | 10 |
Япония | 27.11.1986 | 15 | 15 | 10 | 0-10 |
Методы защиты активов – комплекс законных правовых, финансовых и других действий, цель которых – сделать активы менее интересными и доступными для противника.
Чем состоятельней человек, тем более актуальным для него становится вопрос защиты активов.
Чем больше защищенные ваши активы, и чем сложнее их взять, тем менее привлекательными они становятся для противника.
Так, относительно несложные меры по защите активов могут сильно усложнить жизнь вашим доброжелателям и сделать ваше имущество менее доступными для них.
Как гласит актуальная поговорка: «Дальше положишь, ближе возьмешь».
По нашему мнению, меры по защите активов, прежде всего, должны быть направлены на предотвращение нападения на них (носить превентивный характер), и на уменьшение их привлекательности в глазах противника, а не на отвоевание их после нападения.
В зависимости от вида активов и вида риска, от которого активы должны быть защищены, существуют различные способы защиты последних. Наиболее распространенные способы защиты активов это:
»Легальное дистанцирование активов от фигуры реального собственника. Решается путем передачи имущества в собственность третьему лицу. Для этого, обычно, используется оффшорная компания, фонд или траст. Параллельно могут быть решены и некоторые задачи связанные с финансовым и налоговым планированием, а также планированием наследования.
»Обременение активов таким образом, чтобы в итоге они были менее привлекательными для противника.
»Защита активов через сокрытие информации о самих активах и их владельце. Следует подбирать юрисдикцию, которая в силу ряда факторов позволит обеспечить более высокий уровень конфиденциальности.
Для обеспечения вышеперечисленных мер, мы часто используем:
» Оффшорные компании;
» Фонды (популярностью пользуются Панамский частный фонд, Мультицелевой фонд на о. Невис, Голландский Фонд);
» Трасты.
Часто, защита бизнеса связана с проведением реструктуризации компании или группы компаний. Законная передача корпоративных прав в собственность нерезидентной структуры поможет:
» Защитить бизнес в целом и его собственников, в частности;
» оптимизировать налогообложение и финансовые потоки;
» более качественно урегулировать отношения между собственниками;
» решить вопросы планирования наследования;
» создать законную схему вывода и накопления активов в более безопасной и надежной юрисдикции.
В рамках проведения мер по защите активов, могут осуществляться следующие действия:
Важно чтобы проведенные сделки выглядели законно и сами по себе имели экономический смысл. Уменьшая привлекательность компании в глазах потенциального рейдера, можно по максимуму обременить ее долговыми обязательствами.
По мере возможности, необоротные активы компании следует оформить на нерезидентную структуру. Переоформленное имущество передается в пользование резидентной компании на праве аренды (лизинга). Параллельно может быть решена задача оптимизации налогообложения, т.к. налогооблагаемая прибыль резидента может быть уменьшена на сумму выплачиваемых лизинговых платежей.
Также можно обезопасить и оборотные активы компании. Например, реализуемый импортный товар на Украине может передаваться украинской компании под реализацию. Т.е. оборотные активы находятся в собственности компании-нерезидента.
Дополнительно для украинского резидента можно создать дебиторскую задолженность, финансируя деятельность такой компании путем предоставления кредита от нерезидента. Не рекомендуется, чтобы кредитор-нерезидент был связанным с компанией-резидентом лицом (например, ее собственником).
Описанные меры часто ведут к распределению различных видов активов между рядом юридических лиц. Таким образом, один вид активов изолируется от рисков, присущих другому виду активов. При этом юридические лица должны быть максимально самостоятельны и обособленны друг от друга. Какая-либо связь, кроме коммерчески обоснованной, должна отсутствовать на доступном невооруженному глазу уровне.
Материалы по теме:
Мультицелевой фонд на о.Невис
Панамский частный фонд
Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут использоваться на территории другого государства только после процедуры их легализации в установленном порядке.
В процессе легализации проверяются подпись должностного лица и печать государственного учреждения, выдавшего документ.
Документ можно легализировать несколькими путями (в зависимости от стран в которой он выпущен и в которой будет использоваться):
»Проставление апостиля. Если оба государства являются участниками Гаагской Конвенции об апостиле, то легализация осуществляется проставлением на документе апостиля в стране его выпуска.
»Нотариальное заверение. В ряде государств, заключивших между собой двусторонний договор, достаточно проставления нотариального заверения в стране происхождения документа, чтобы он считался легитимным в стране использования. Украина подписала такие соглашения с 20-ю странами (в том числе со странами – бывшими республиками СССР).
»Консульская легализация. Требуется, если одно из государств не присоединилось к Гаагской конвенции или между странами не заключен двусторонний договор. В этом случае документ вначале заверяют нотариально, а затем подпись нотариуса удостоверяет МИД страны происхождения документа. Далее документ заверяет консульство страны, в которой будет использоваться документ.
»Проставление двойного апостиля. Является обязательным в некоторых случаях. В этом случае, первый апостиль ставится на оригинал или на нотариально заверенную копию, удостоверяя сам документ. После выполняется нотариально заверенный перевод и проставляется второй апостиль, удостоверяя перевод.
Выбор способа легализации зависит от страны, где выпущен документ и от страны, в которой он будет использоваться.
Объявленный уставный капитал (Authorized Share Capital) – это размер капитала компании, зафиксированный в учредительных документах и установленный по усмотрению учредителя, при создании компании либо в проспекте эмиссии. Другими словами, объявленный уставный капитал – это максимальный размер капитала, который заявлен для выпука в виде акций.
В процессе деятельности компании учредители могут менять объявленный уставный капитал. Это требует внесения изменений в уставные документы компании. При выборе размера объявленного уставного капитала, нужно учитывать, что во многих оффшорных зонах от его размера зависят ежегодные отчисления в бюджет.
Часть объявленного уставного капитала может оставаться невыпущенной в виде акций.
Часть объявленного уставного капитала, который был выпущен в виде акций и передан в руки акционеров, называется выпущенный уставный капитал.
На практике термин оффшор используется в следующих значениях:
• как территория с льготным или нулевым налогообложением (оффшорная зона, налоговая гавань).
• как компания, зарегистрированная в оффшорной зоне (оффшорная компания).
Оффшор в значении компании
• Это юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства с нулевым или льготным налогообложением.
• Обычно льготы предоставляются компаниям, которые не ведут бизнес на территории страны регистрации: т.е. отсутствует физический офис, компания не ведет бизнес с резидентами страны и не извлекает с ее территории прибыль.
Противоположным по смыслу понятию оффшор, является оншор.
Оншор (или оншорная компания)
Это компания, зарегистрированная в стране с высокими налогами, которые взимаются с сумы валовой прибыли компании, не зависимо от источника ее происхождения. Оптимизация налогообложения оншорной компании достигается благодаря использованию различных методов налогового планирования. К оншорам относятся, например, такие страны как: Великобритания, Кипр, Канада, Ирландия, Израиль, Новая Зеландия, Швейцария, Голландия.
Для достижения задачи, связанной с минимизацией налогообложения оншорной компании, часто используются агентские схемы.
Отличительные черты оншора:
• Вся прибыль компании, независимо от источника происхождения, подлежит налогообложению;
• Требуется подготовка и сдача финансовой отчетности;
• При соблюдении определенных условий, можно воспользоваться преимуществами договоров об избежании двойного налогообложения;
• Уровень конфиденциальности, по сравнению с оффшорами, ниже;
• Более высокий уровень респектабельности;
• Не подлежат антиоффшорному регулированию.
Историческая справка
Оффшорные компании существовали еще во времена древней Греции, когда греческие купцы предлагали свой товар с территории близлежащих островов с целью избежать высоких налогов в Афинах.
Формат современной оффшорной компании возник на основании британского корпоративного законодательства. Так в наиболее известных налоговых гаванях мира мы можем наблюдать корни британского законодательства. Многие оффшорные юрисдикции практически скопировали законодательство Британских Виргинских островов о компаниях международного бизнеса.
Большинству оффшорных зон присуще использование англо-саксонской или смешанной системы права. В то время, как романо-германская система права больше характерна для оншоров.
Характеристики и преимущества оффшорных компаний
• Анонимность, конфиденциальность и высокий уровень защиты информации.
• Ограниченная ответственность при отсутствии требований в отношении оплаты объявленного уставного фонда.
• Отсутствие налога на прибыль.
• Требования в отношении подготовки и сдачи финансовой отчетности в стране регистрации обычно отсутствуют. Однако это не означает отсутствие требования в отношении ведения бухгалтерии (см. отчетность оффшорной компании).
Оплаченный уставный капитал (Paid-in-capital) – это часть выпущенного уставного капитала, которая была фактически оплачена акционерами, т.е. внесена в уставный фонд компании.
Оплаченный уставный капитал всегда меньше или равен выпущенному уставному капиталу.
Минимальный размер оплаченного уставного капитала в оффшорных компаниях зачастую составляет USD 1.
Это территория с очень низким или нулевым налогообложением, которое обычно применяется к компаниям, зарегистрированным, но не ведущим бизнес, на территории страны регистрации. В отношении резидентных компаний (которые ведут бизнес и извлекают прибыль с источником происхождения в стране регистрации), обычно, налоги взимаются.
В отличие от оффшорных зон, у большинства государств, подход к налогообложению прибыли юридических лиц, зарегистрированных на их территории, иной – налог взимается со всей прибыли (полученной как в стране регистрации, так и за ее пределами). По такому же принципу действует и Украина. Компания, зарегистрированная на территории Украины, обязана платить налоги со всех доходов, включая доходы, полученные из источников за рубежом.
Страны, с описанным выше подходом к налогообложению, называются оншорами.
Оффшоры (оффшорные зоны) используют следующий подход: если компания не ведет деятельность непосредственно на территории оффшора, и владеют и управляют компанией нерезиденты страны регистрации, то прибыль такой компании не подлежит налогообложению по месту ее регистрации.
Общепринятого официального определения, что такое оффшорная зона, не существует. Также не существует и единого для всех списка оффшорных зон. На практике каждое государство самостоятельно разрабатывает для себя антиоффшорные меры, в рамках которых может быть утвержден четкий список оффшорных зон, к которым такие меры будут применяться.
Дополнительно существуют черные и серые списки оффшорных зон, которые создаются межправительственными организациями в целях давления на налоговые гавани и применения контрмер в отношении последних. Составлением таких списков занимаются такие межправительственные организации как ФАТФ и ОЭСР.
В случаях, когда в силу антиоффшорного законодательства использование оффшора не выгодно, в налоговом планировании используется оншор.
ОЭСР – международная организация экономического сотрудничества и развития. Одна из целей ОЭСР – внедрение норм, противодействующих отмыванию денег, уклонению от налогов, коррупции и взяточничеству.
ОЭСР и методы борьбы с оффшорами и банковской тайной
Подобно ФАТФ, ОЭСР ведёт свой «черный список», в который попадают страны:
»осуществляющие недобросовестную налоговую конкуренцию (т.е. оффшорные зоны);
»плохо противодействующие отмыванию «грязных» денег, коррупции и взяточничеству;
»не содействующие эффективному обмену налоговой информацией.
После составления очередного списка, ОЭСР дает рекомендации своим членам (странам «Большой двадцатки» – G-20), принять контрмеры в отношении стран, находящихся в «черном списке».
Чем меньше сотрудничает страна и чем хуже она идет на уступки ОЭСР, тем жестче контрмеры со стороны G-20.
Новый Черный список ОЭСР
На декабрь 2009 года, «черный» список ОЭСР не содержал ни одной страны. Т.е. все страны привели свое законодательство в соответствие с требованиями ОЭСР.
Но еще в октябре 2008 года, страны G-20 поручили ОЭСР разработать новый «черный список» стран, которые не соответствуют уже новым требованиям.
Так, 2 апреля 2009 года на встрече G-20, ОЭСР представило новый черный список стран, которые не внедрили налоговые стандарты, принятые на Встрече министров финансов G-20 в Берлине в 2004 году.
Данные стандарты предусматривают:
»Обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам, вне зависимости от положений о защите частной информации или банковской тайны;
»Внедрение механизмов, которые позволят осуществлять налоговые запросы максимально конфиденциально, гарантируя полную конфиденциальность самого запроса и содержащейся в нем информации. Эта мера позволит налоговым органам получать более полную информацию о клиенте и позволит предотвратить случаи «заметания следов» самими клиентами, их консультантами, банкирами.
Материалы по теме:
Трастовый договор (Трастовое Соглашение или Declaration of Trust) – инструмент непрямого владения оффшорной компанией, который регулирует отношения между номинальным собственником оффшора и бенефициаром.
Трастовый договор – это односторонний безотзывный договор, в котором номинальный собственник подтверждает право реального владельца (бенефициара) на оффшорную компанию.
В трастовом соглашении номинальный собственник заявляет в одностороннем порядке что:
»Корпоративные права, которыми он номинально владеет, принадлежат реальному бенефициару;
»Он не будет распоряжаться корпоративными правами оффшорной компании, не при каких условиях, кроме как по и согласно указаниям бенефициара;
»Бенефициар имеет исключительное и безотзывное право получать прибыль от деятельности оффшорной компании;
»Осуществлять свое право голоса, он (номинальный собственник) будет только по и согласно указаниям бенефициара.
Желающие изучить трастовый договор более детально, могут посмотреть образец трастового соглашения.
Больший уровень защиты и конфиденциальности для бенефициара, по сравнению с трастовым договором и владением оффшором через номинального собственника, обеспечивает траст или фонд.
Траст используется для защиты активов и решения вопросов связанных с наследованием последних.
ФАТФ (FATF) – Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.
Основная цель ФАТФ – разработка мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. ФАТФ изучает методы отмывания «грязных денег» и разрабатывает рекомендации по противодействию.
Так, ФАТФ разработала знаменитые 40 рекомендаций. А после событий 11 сентября 2001 года, ФАТФ издала еще 9 специальных рекомендаций.
Рекомендации подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.
Рекомендации ФАТФ являются добровольно-обязательными для всего мирового сообщества.
В отношении стран, которые не выполняют рекомендации и не внедряют соответствующее законодательство, FATF принимает контрмеры, как минимум включая их в “черный” список ФАТФ.
Материалы по теме:
Хо́лдинг (Holding) — любое предприятие, не зависимо от его организационно-правовой формы, владеющее контрольными пакетами акций или долями в уставных капиталах других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.В задачи холдинга входит содержание лицензий, прав на торговую марку, финансирование дочерних предприятий, административный и финансовый менеджмент. В рамках своих задач холдинг может поставить в счёт дочерним предприятиям то, что соответственно снизит налоги активному постоянному представительству.
Типы холдингов
Цели создания холдинга
Кредитный рейтинг – это мнение агентства S&P о готовности и способности того или иного эмитента отвечать по своим финансовым обязательствам. Рейтинг отображает кредитоспособность, а в некоторых случаях уровень возмещения долга в случае дефолта. В частности шкала может быть использована как один из критериев при выборе банка для сбережения активов.
Не стоит всецело доверять рейтингам. Высокий рейтинг не гарантирует отсутствия проблем. Так, рейтинг Lehman Brothers за день до банкротства был на уровне AAA. Но, к рейтингам стоит прислушиваться. Наверное, мало кто согласится хранить «кровно нажитые» в банке с заведомо низким рейтингом.
Ниже мы приводим основные категории рейтингов. В реальности их гораздо больше, а краткосрочные кредитные рейтинги используют буквенно-цифровые обозначения («А-1» – является более высоким, «А-2» менее высоким и т.д.). Более подробную информацию можно найти на сайт www.AboutCreditRatings.com.
Основные категории рейтингов Standard & Poor’s:
ААА | Очень высокая способность выполнять свои финансовые обязательства; самый высокий рейтинг |
AA | Высокая способность выполнять свои финансовые обязательства |
A | Умеренно-высокая способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность к неблагоприятной экономической конъюнктуре и другим негативным переменам во внешней среде |
BBB | Достаточная способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность к воздействию неблагоприятной экономической конъюнктуры |
BBB- | Самый низкий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как«инвестиционную» |
BB+ | Самый высокий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как «спекулятивную» |
BB | Сравнительно небольшая уязвимость в краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в деловой, финансовой и экономической сферах |
B | Более высокая уязвимость в условиях неблагоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры, хотя в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств |
CCC | Высокая на данный момент подверженность кредитным рискам; финансовые обязательства могут быть выполнены при наличии благоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры |
CC | Очень высокая на данный момент подверженность кредитным рискам |
C | В отношении эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение финансовых обязательств продолжаются |
D | Дефолт по финансовым обязательствам |
NR | Рейтинг не присвоен |
К рейтингам категорий от «АА» до «ССС» может добавляться знак (+) или (-) для обозначения различий в пределах основных рейтинговых категорий.