Кипр: доклад Еврокомиссии 2020 о финансах и социальной политике
11.03.2020
Кипр: доклад Еврокомиссии 2020 о финансах и социальной политике
В феврале 2020г. Европейская комиссия опубликовала отчёты по каждой стране ЕС , оценивая экономическую и социальную политику, прогресс в проведении структурных реформ, профилактике икоррекции макроэкономического дисбаланса и результаты углублённых обзоров в отношении каждого государства-члена. В данной статье мы рассмотрим Кипр. В докладе даётся оценка экономики Кипра в свете ежегодной стратегии Европейской комиссии по устойчивому росту, опубликованной 17 декабря 2019 года. В этих документах Комиссия излагает новую стратегию, касающуюся решения не только краткосрочных экономических проблем, но и также долгосрочные проблемы экономики. Эта новая экономическая программа обеспечения конкурентоспособности имеет четыре аспекта: экологическая устойчивость, повышение производительности, справедливость и макроэкономическая стабильность.
Подробнее о докладе по Кипру (92 стр.):
Экономика Кипра по-прежнему характеризуется значительным экономическим дисбалансом, который, если его не устранить, может помешать его среднесрочным экономическим перспективам. Большие дисбалансы Кипра являются наследием прежнего кризиса 2013 года и включают в себя большие «запасы» частного, государственного и внешнего долга и неработающие кредиты. В этом контексте необходимо активизировать реформы в ключевых областях для привлечения инвестиций, направленных на повышение производительности, диверсификации экономики и содействия стимулированию устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Рост в значительной степени зависит от конкретных секторов: туризм, жилищное строительство, финансируемое из-за рубежа, и услуги, связанные с иностранными компаниями, которые уязвимы перед потенциальными негативными внешними событиями. Для обеспечения того, чтобы рост приносил пользу всем группам населения, необходимы дополнительные инвестиции в профессиональное образование и профессиональную подготовку, обучение взрослых, образование детей и здравоохранение.В целом, Кипр добился «граничного» прогресса в выполнении рекомендаций по государствам-членам ЕС к 2019 году, а именно:
в содействии сокращению «неработающих» кредитов;
в повышении эффективности государственных служб занятости и привлечении большего числа молодых людей к работе и обучению;
о национальной системе медицинского страхования;
об энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии: Кипр добился определённого прогресса в достижении своих национальных целей в рамках стратегии Европа 2020. Он выполнил свои цели по расходам на НИОКР и доле возобновляемой энергии в общем объеме энергоносителей;
в улучшении доступа к финансированию для малых и средних предприятий;
в фокусировании экономической политики, связанной с инвестициями;
в повышении эффективности платёжной дисциплины;
при создании надёжной системы выдачи и передачи прав на недвижимое имущество;
в ускорении проведения антикоррупционных реформ и обеспечении независимости прокуратуры.
Однако Кипр не особо продвинулся и продолжает сталкиваться со следующими проблемами:
экономические данные свидетельствуют о том, что налоговые правила Кипра используются для агрессивных целей налогового планирования. Отсутствие удерживаемых налогов, разработка правил корпоративного налогообложения, а также проживание и гражданство по инвестиционным схемам вызывают обеспокоенность. Помимо реализации европейских и согласованных на международном уровне инициатив, Кипр объявил о некоторых односторонних мерах. К ним относятся: введение удерживаемых налогов на дивиденды, проценты и выплаты роялти странам, включённым в список несотрудничающих юрисдикций с ЕС по налоговым вопросам, введение теста на налоговую резидентность на основе регистрации и пересмотр структуры трансфертного ценообразования для принятия с учётом рекомендаций по трансфертному ценообразованию в рамках проекта ОЭСР BEPS;
неэффективность в государственном секторе наносит ущерб деловой среде. Ключевые реформы, направленные на повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, ещё не завершены. Влияние усилий, предпринятых для улучшения управления и финансового мониторинга государственных предприятий, ещё предстоит выяснить. Частные инвестиции, в том числе в ключевые коммунальные предприятия, могут быть облегчены путём приватизации. Бизнес воспринимает коррупцию, как проблему, и принятие улучшенного антикоррупционного законодательства, а также активизация реализации принятого плана действий имеют важное значение для улучшения деловой среды;
ключевые проблемы остаются в отношении экологической устойчивости. Слабые экологические показатели страны являются серьёзной проблемой. Управление отходами и водой неэффективно, и переход к циркулярной экономике только начинается. Несмотря на некоторые действия, Кипр остаётся уязвимым для изменения климата из-за засухи и нехватки воды. В то же время, Кипр входит в число государств-членов с самыми высокими выбросами парниковых газов на человека, с большой и растущей долей транспортных выбросов. Несмотря на огромный потенциал страны в области возобновляемых источников энергии, особенно солнечной энергии, инвестиции в эту область значительно отстают, а экономика в значительной степени зависит от ископаемого топлива. Решительные усилия по переходу к более благоприятной для климата модели роста необходимы для повышения конкурентоспособности и долгосрочного потенциала экономики. Предложение Комиссии о механизме справедливого перехода в рамках следующей многолетней финансовой структуры на 2021–2027 годы включает в себя фонд справедливого перехода, специальную схему справедливого перехода в рамках InvestEU и новую кредитную линию в государственном секторе в Европейском инвестиционном банке. Он призван обеспечить справедливый переход к климатической нейтральности ЕС, помогая Кипру устранять социальные и экономические последствия;
система правосудия продолжает сталкиваться с серьёзной неэффективностью, которая подрывает исполнение контрактов. Длительные судебные разбирательства и слабое исполнение судебных решений наносят ущерб деловой среде и мешают банкам использовать доступные правовые инструменты для сокращения количества неработающих кредитов. Устранение этих недостатков также поможет укрепить платёжную дисциплину в стране. Подготовка к реформе системы правосудия идёт полным ходом, но ощутимых результатов пока нет;
рынок жилья в целом пережил восстановление, но сектор сегментирован. Восстановление поддерживается растущим иностранным спросом на новые элитные резиденции в связи с приобретением гражданства по инвестиционным схемам. Напротив, внутренний спрос на жильё и спрос на существующую недвижимость остаются низкими, средние процентные ставки банков по ипотечным кредитам остаются высокими;
объем неработающих кредитов остаётся высоким: в середине 2019 года доля неработающих кредитов составляла 33,5% от общего объема кредитов в банковском секторе, который по-прежнему является одним из самых высоких показателей в ЕС;
рентабельность банковского сектора остаётся под значительным давлением. В то время как продажи «неработающих» кредитов (non-performing loan), как ожидается, сократят долю плохих кредитов, удерживаемых банками в 2020г., низкая процентная маржа, избыточная ликвидность и высокие операционные расходы по-прежнему снижают прибыльность банков;
рынок труда по-прежнему сталкивается с проблемами. Несмотря на меры, принятые в этой области, всё ещё есть необходимость для приведения государственных служб занятости в соответствие с лучшей практикой ЕС, т.к. безработица среди молодёжи и число молодых людей, не занятых в сфере занятости, образования или профессиональной подготовки, остаются на достаточно высоком уровне. Кроме того, эффективность государственных служб занятости находится под угрозой, поскольку дополнительный набор осуществляется только по краткосрочным контрактам, к тому же гендерный разрыв в занятости остаётся значительным. Дальнейшему прогрессу в сокращении незадекларированной работы препятствует нехватка ресурсов и слабое законодательное подспорье;
реформы систем образования и обучения сталкиваются с серьёзными проблемами: относительно высокие государственные расходы на образование не отражаются в наблюдаемых результатах, что подтверждается недавними итогами Программы международной оценки студентов. Слабая поддержка образования и ухода за детьми младшего возраста подрывает потенциально высокие долгосрочные выгоды качественного ухода за детьми и мешает людям работать или искать работу. Улучшение образовательных достижений и навыков, а также расширение участия в обучении взрослых и профессиональное образование и профессиональная подготовка необходимы для обеспечения устойчивого роста в будущем;
-сектор здравоохранения претерпевает фундаментальную реформу: предоставляется ключевая возможность целевым инвестициям для улучшения общественного здравоохранения и развития электронного здравоохранения;
-хотя Кипр получает выгоду от высокообразованного населения и учёных, его система НИОКР (Research and Development systems) остаётся очень слабой, а роль R&D в экономическом развитии острова ограничена. Так, в 2018 году 57,1% населения в возрасте 30-34 лет имели высшее образование. Тем не менее, только у небольшого процента этих выпускников есть степени, связанные с технологическими инновациями. Кипр имеет один из самых низких показателей в ЕС с точки зрения выпускников науки и техники.
Экономические прогнозы:
рост ВВП, который в 2019 году составил 3,2%, согласно прогнозам останется сильным, чему способствует устойчивый внутренний спрос. Между тем, чистый экспорт оказал негативное влияние, отражая менее благоприятную внешнюю среду;
ожидается, что экономика продолжит медленно расти примерно на 2,8% в 2020 году и на 2,5% в 2021 году ввиду ожидаемой слабости мировой экономики;
уровень безработицы снизился до 7,5% в 2019 году и, как ожидается, будет и дальше падать;
инфляция остаётся низкой, и ожидается, что эта тенденция сохранится в течение следующих нескольких лет;
общий бюджетный баланс на Кипре должен остаться профицитом в 2020 и 2021 годах, что позволит значительно сократить задолженность;
государственный долг будет неуклонно сокращаться. Тем не менее, анализ Комиссии по финансовой устойчивости показывает, что риски остаются. В частности, всё ещё высокий уровень государственного долга и сочетание большого дефицита с высоким частным долгом делают Кипр уязвимым для потенциальных финансовых и экономических потрясений. Однако относительно скромные среднесрочные потребности в финансировании несколько снижают риски;
несмотря на некоторое улучшение, чистая международная инвестиционная позиция (NIIP) остаётся ключевой уязвимостью–растущий дефицит счёта текущих операций (раздел платёжного баланса государства, в котором фиксируются экспорт, импорт товаров/услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей) препятствует дальнейшему улучшению позиции. NIIP становится ещё более негативной, если исключить её компоненты, на которые могут повлиять значительные негативные эффекты оценки в случае глобального спада (чистые прямые иностранные инвестиции).
Отдельно об инвестиционных проблемах на Кипре:
макроэкономическая перспектива инвестиции на Кипре, начиная с 2014 года, идёт по восходящей траектории, в основном за счёт строительства (в частности, жилого комплекса) и поддерживается внешним спросом. Часть строительной деятельности касается инфраструктуры, особенно связанной с туристическим сектором, и ожидается, что она обеспечит рост в среднесрочной перспективе. Государственные инвестиции также восстанавливаются, однако государственные инвестиции с потенциалом, способствующим росту, все ещё низки;
деловая среда на Кипре хотя и улучшается, но не является оптимальной для стимулирования инвестиций в страну. В целом положение Кипра в последнем отчёте Всемирного банка «Ведение бизнеса» улучшилось, поскольку начало бизнеса стало менее дорогим из-за более низкой стоимости регистрации, а уплата и заполнение трудовых взносов стали проще с созданием онлайн-системы. Тем не менее, доступ к финансам, соблюдение контрактов, эффективность судебной системы остаются слабыми сторонами, представляя собой серьёзное препятствие для инвестиций на Кипре, особенно для малых и средних предприятий. Дальнейшее укрепление цифровых публичных услуг и их использование, а также быстрое внедрение закона об инвестициях, которое будет способствовать стратегическим инвестициям, являются важными элементами конкурентной бизнес-среды;
значительная часть запасов прямых иностранных инвестиций связана с деятельностью холдинговых компаний в финансовом секторе. Важными странами происхождения инвестиций являются финансовые центры мира (включая Люксембург, Великобританию, Нидерланды, Джерси и Британские Виргинские острова) и страны, не входящие в ЕС, включая Россию, на которых в общем подсчёте приходится около 50% валовых запасов, тогда как позиции других стран-партнёров классифицируются, как конфиденциальные.
Таким образом, в среднесрочной перспективе Кипр ожидает потенциальный рост экономики: рост рабочей силы и увеличение инвестиций должны стать основными его факторами, технический прогресс также должен внести небольшой положительный вклад после отрицательных результатов в течение длительного периода. Однако в долгосрочной перспективе постоянное внимание к инвестициям в жилье, сохраняющиеся трудности малых и средних предприятий в доступе к финансам, высокий уровень задолженности частного сектора и недостатки в деловой среде могут препятствовать росту экономики и производительности Кипра.
И напоследок, в настоящее время кипрские власти тесно сотрудничают с Еврокомиссией в области финансов и доступа к финансам в целях совершенствования системы несостоятельности (банкротства)/insolvency framework. Так, в 2019 году была оказана поддержка в целях повышения эффективности и действенности деятельности Службы по вопросам несостоятельности Кипра (Insolvency Service of Cyprus) и улучшения общего регулирования деятельности управляющих в делах о банкротстве, которая приведёт к созданию нового департамента неплатежеспособности в Министерстве энергетики, торговли и промышленности в начале 2020 года. Также Комиссия начала работу над новым проектом, который будет направлен на повышение осведомленности о структуре несостоятельности Кипра и на развитие политики обслуживания клиента для Службы по вопросам несостоятельности Кипра.