10.11.2020

Кипр: новые критерии резидентного статуса компаний

В октябре Правительством Кипра было принято ряд регулирующих документов в отношении изменений налогообложения, а также налогового резидентства республики, что безусловно играет важную роль в финансово-экономической сфере. Ниже представлены основные нюансы введения новых правил.

22 октября 2020 года Совет министров Кипра одобрил Проект бюджетного плана (ПБП) на 2021 год, подготовленный в соответствии с Регламентом ЕС 473/2013. Макроэкономические и бюджетные прогнозы, лежащие в основе бюджетных результатов, были одобрены Фискальным советом и представлены на текущий и будущий год. Общие категории также представлены на среднесрочную перспективу.

Прежде всего, на что необходимо обратить ваше внимание, планируется активизировать действия по устранению особенностей налоговой системы, которые способствуют агрессивномуналоговому планированию физическими лицами и корпорациями.  

Кипр в целом поддерживается инициативы Европейской комиссии по борьбе с Агрессивным налоговым планированием (ATP), в том числе путем принятия мер по предотвращению уклонения от налогообложения. Кипр подтвердил этими докумнтами свою приверженность и готовность продолжать сотрудничество на всех подходящих форумах для налогообложения при полном соблюдении соответствий с Договорами, применимых к таким вопросам.  Помимо европейских и международных мер, Кипр в одностороннем порядке объявил о двух дополнительных мерах по борьбе с агрессивным налоговым планированием, а именно:

  • Введение налога у источника на дивиденды, проценты и роялти для стран, включенных в Приложение I списка ЕС, не сотрудничающих юрисдикций по налоговым вопросам.
  • Внедрениетеста на корпоративное налоговое резидентство на основании регистрации в дополнение к существующему «управлению и контролю».

В отношении действий, предпринятых Правительством для избежания схем ухода от принятого Единого стандарта отчетности с помощью «гражданства» и «проживания за инвестиции», налоговые органы Кипра, в сотрудничестве с иммиграционными властями находятся в процессе развития инфраструктуры механизма спонтанного обмена информацией (SEOI) о физических лицах, которые получили право на проживание через «гражданство за инвестиции» (CBI) и программы  «Резиденция за инвестиции» (RBI) (RBI/CBI) со всеми исходными данными от юрисдикции налогового резидентства.

Кроме того, налоговый департамент Кипра объявил о выпуске Исполнительной директивы № 04/2020 от 27 октября 2020 года о применении положений о налоговом резидентстве и постоянном представительстве в контексте кризиса COVID-19. Во всем мире пандемия Covid-19 привела к конкретным мерам, среди которых было и остается введение ограничений на поездки, принудительное пребывание дома, предоставление удаленной работы и/или приостановление контрактов.  Эти меры накладывают ограничения на физическое присутствие людей на рабочем месте и поэтому вызывают озабоченность в связи с возможным влиянием не только на статус налогового резидента физических и юридических лиц, но и на постоянное представительство предприятий.

В этом контексте Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила последние рекомендации по интерпретации налоговых вопросов.

Требования данной Директивы будут применяться только если соответствующий налогоплательщик желает подпадать под данные нормы.  В другом случае, будет применяться действующее законодательство Республики.

Согласно изложенному в Директиве, период с 21 марта 2020 г. по 9 июня 2020 г. определяется, как период объективной невозможности передвижения из-за пандемии. Поэтому, в каждом конкретном случае налогоплательщик должен ссылаться и предоставлять соответствующие документы, подтверждающие объективную невозможность переезда в связи с пандемией (COVID-19).

Проблема, которая может возникнуть, заключается в постоянном пребывании лиц в стране, отличной от той, в которой они обычно работают, или обеспечение удаленной работы во время кризиса COVID-19 путем создания «постоянного представительства» и, таким образом, возникновение налоговых обязательств.

Ситуация, созданная из-за COVID-19, не вносит изменений в определение постоянного представительства. Действия, перечисленные ниже, не будут рассматриваться как действия по созданию постоянного представительства компании в Республике Кипр, если:

  • деятельность осуществляется лицами, оставшимися в Республике исключительно из-за чрезвычайных ситуаций, связанных с пандемией (COVID-19);
  • нахождение лиц в Республике носит временный характер и связано с ограничениями на работу, вытекающими из правительственных постановлений и были включены в борьбу с пандемией (лица, работающие удаленно);
  • сотрудники, представители компании заключают договоры от имени компании в государстве, отличном от обычного из-за ограничений пандемии.

В случае, если лица находятся в Республике и осуществляют свою деятельность за границей в связи с ограничениями выезда пандемии (COVID-19) количество дней, в течение которых человек пребывает в Республике на период с 21 марта 2020 года по 9 июня 2020 не будет приниматься во внимание.

Компания, которая не являетсяналоговым резидентом Республики, не будет считаться приобретающей налоговое резидентство в Республике в связи с пребыванием на территории Республики ее персонала, менеджеров, агентов или сотрудников по контракту, если причины их пребывания в Республике связаны исключительно с пандемией (COVID-19).

Также на налоговое резидентство компании в Республике не повлияет невозможность директора поехать в Республику для участия в заседании Совета директоров, когда причины невозможности поехать в Республику связаны исключительно с пандемией (COVID-19).

Для принятия окончательного решения в каждом случае будут учитываться конкретные факты и документальное подтверждение возникнувших обстоятельств.

Для целей определения налогового резидентства физических лиц правило «183 дней» и «60 дней» пребывания в Республике не будет применяться в период с 21 марта 2020 года по 9 июня 2020, если лицо находилось в Республике исключительно по причинам, связанным с пандемией (COVID-19). То есть, пребывание человека за границей во время вышеуказанного периода будет проигнорировано.

Аналогичным образом, период ограничения не будет учитываться для лиц, обычно проживающих на Кипре, которые остались за границей из-за COVID-19.

В проекте бюджетного плана на 2021 год фискальные прогнозы Министерства Финансов указывают на неуклонно сокращающийся бюджетный дефицит, который становится незначительно сбалансированным только к концу 2023 года, а также планируется снижение отношение долга к ВВП с 114,8%  в 2020 году до 98,1% к концу 2023 г. Общий рост экономики прогнозируется на 4,5% в реальном выражении.  Уровень безработицы прогнозируется на уровне до 7%, а инфляция, умеренно повысится и в среднем составит около 1%. Макроэкономический сценарий предполагает отрицательные темпы роста реального ВВП около 5,5%. Ожидается, что в 2021 году сальдо бюджета останется в дефиците около 0,7% ВВП. Текущие налоги на доходы снизятся на 5,4% в соответствии с кризисными явлениями на рынке труда.

Принятие ПБП было не простым, учитывая экономическую ситуацию как в стране, так и общемировую, вызванную пандемией. Неопределенность, преобладающая в экономической среде, по-прежнему высока, учитывая непредсказуемое развитие пандемии, которая указывает на признаки эскалации во многих странах ЕС и США.  Любое негативное развитие событий может привести к дальнейшему снижению экономической активности, сокращению доходов и, возможно, увеличению расходов на пакеты поддержки бизнеса и сотрудников, по сравнению с прогнозируемым в базовом сценарии.

Кроме макроэкономических показателей в ПБП для предотвращения нарушений, вызванных пандемией, правительство Кипра также приняло Пакет экономической поддержки, состоящий из временных и разовых мер, направленных в первую очередь на поддержание доходов и рабочих мест, что должно обеспечивать ликвидность для бизнеса и поддерживать сектор здравоохранения и других важнейших секторов экономики, которые особенно пострадали от последствия пандемии.

Размер пакета экономической поддержки в целом составлял порядка 1,7 млрд. евро.

Правительство стремится использовать все доступные инструменты как на национальном уровне, так и на уровне ЕС, которые будут способствовать инвестированию и созданию рабочих мест.

В рамках пакета экономической поддержки были приняты следующие меры:

  • Временная приостановка уплаты НДС (показатель ликвидности 304 млн евро). Все приостановленные обязательства будут погашены с задержкой до 10 ноября 2020. 
  • Заявки на возврат НДС или корпоративного налога будут обработаны, как только возможно, в частности, для наиболее пострадавших предприятий (например, ресторанов, отелей, туроператоров, самозанятым лицам и т. д.)
  • Авансовая оплата НДС отдельными категориями налогоплательщиков в процентах национальной экономики (например, супермаркеты, аптеки).
  • Снижение специальной ставки НДС с 9% до 5% для туристических гостиниц и ресторанов с 1 июля 2020 года до конца год (15 млн евро).
  • Схема процентных субсидий для новых бизнес-ссуд: процентная ставка по бизнесу кредиты будут субсидироваться на 4 года.  

Мы регулярно отслеживаем изменения в законодательстве Кипра и будем вас информировать и в дальнейшем. Если у вас есть вопросы по корпоративному и налоговому законодательству Кипра, обращайтесь к нашим консультантам.

QR Контакты
Будьте в курсе наших новостей
Подпишитесь на нашу рассылку