15.01.2020

Кипр: проект Директивы о краудфандинге — честно, прозрачно и без заблуждений объединяет владельцев проектов с инвесторами

Кипр: проект Директивы о краудфандинге

На Кипре наблюдается растущее беспокойство по поводу нерегулируемой деятельности, касающейся инструментов, которые применяются на острове предприятиями, которые используют технологию распределённой бухгалтерской книги (DLT)—онлайновой записи данных и транзакций. В ответ на сложившуюся ситуацию Комиссия по ценным бумагам и биржам Кипра (CySEC—орган финансового регулирования на Кипре, созданный в 2001г., финансовые правила и операции которого соответствуют европейскому закону о финансовой гармонизации (MiFID)) приступила к разработке «Директивы о краудфандинге», стремясь внедрить меры защиты, в первую очередь, инвесторов. Кроме того, 15 ноября 2019 года она опубликовала Консультативный документ (59 стр. на английском и греческом языках), касающийся предлагаемой нормативной базы для инвестиционного краудфандинга. Заинтересованные стороны могли до 2 декабря 2019г. направить по электронной почте свои комментарии в отдел политики CySEC. Реакция CySEC на процесс консультаций ожидается в 2020 году.

Для справки:

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. Crowd—«толпа», funding— «финансирование»)—альтернативная форма коллективного финансирования, которая опирается на добровольные взносы людей, объединяя тех, кому необходимы средства для реализации идей, и тех, кто хочет их финансово поддержать.

В Консультативном документе говорится, что краудфандинг служит альтернативой банковскому финансированию, посредством которого малые и средние предприятия (МСП) получают доступ к финансированию посредством займов или выпуска переводных ценных бумаг (обычно акций или долговых инструментов). Предлагаемая структура доступа к финансам обычно обеспечивается электронной информационной системой на базе Интернета или платформой, посредством которой поставщик краудфандинговых услуг сопоставляет МСП, ищущие финансирование, с интересами финансирующих инвесторов в обмен на потенциальную генерируемую экономическую отдачу за такое финансирование интересов бизнеса.

Таким образом, краудфандинг по своей экономической функции представляет собой трехсторонние отношения между:

  1. Предприятиями, владельцами проектов, являющимися преимущественно МСП, которые нуждаются в финансировании со стороны инвесторов либо посредством займов, либо путём выпуска переводных ценных бумаг (transferable securities/TS);
  2. Провайдерами—поставщиками краудфандинговых услуг, роль которых заключается в предоставлении общедоступной электронной информационной системы «Платформы» на основе Интернета, которая бы соответствовала интересам соискателей финансов и интересам инвесторов, и в организации соответствующей сделки. Предполагается, что эти лица будут авторизованы в качестве кипрских фирм, получивших лицензию на соответствующие инвестиционные и вспомогательные услуги («CIF»), действующих как Crowdfunding Service Provider или Crowdfunder. Более того, специализированная Платформа для краудфандинговых сервисов, через которую такие услуги предоставляются, должна управляться через веб-сайт, принадлежащий исключительно CIF;
  3. Инвесторами, стремящимися финансировать бизнес путём покупки ТS, при которой они получают от CIF инвестиционную услугу приёма-передачи заказов и другие вспомогательные услуги, связанные с хранением и администрированием инструментов от имени клиентов, в обмен на получение потенциальной прибыли через указанную Платформу.

Итак, данный Консультационный документ включает в себя проект предлагаемого законодательства, именуемого Директивой о краудфандинге, которая состоит из ряда вторичных правил краудфандинга на основе инвестиций, которые должны предоставляться в соответствии с Законом об инвестиционных услугах и видах деятельности, и регулируемых рынках, а также с законодательством, в котором положения MiFID II перенесены в кипрское законодательство. Регуляторная инициатива CySEC предназначена для того, чтобы дать возможность краудфандинговым инвесторам принимать обоснованные инвестиционные решения на основе стандартизированной, сжатой и чёткой информации через уполномоченных посредников, которым необходимо будет соблюдать правила MiFID II, в частности, обязательства в отношении кодекса бизнес-поведения, управления конфликтом интересов, сохранения клиентских финансовых активов и управления финансовыми инструментами.

Подробнее:

  • Конфликт интересов:
    • CIF будет выступать нейтральным посредником между МСП и инвесторами, гарантируя, помимо прочего, что сборы, уплачиваемые владельцем проекта в пользу CIF, не связаны с маршрутизацией заказов. CIF обязуется предусмотрительно управлять процессами, избегая конфликтов интересов, которые могут возникнуть в ходе предоставления таких услуг;
    • CIF не будет разрешено получать преимущества маршрутизации заказов в отношении краудфандинговых проектов в целом, т.е. как на своей, так и на других платформах;
    • CIF не будет разрешено приобретать участие в краудфандинговых проектах на платформе или позволять определённым категориям лиц («вовлечённым лицам») выступать в качестве владельцев проектов;
  • Надлежащая проверка клиентов:
    • дополнительная проверка клиентов и финансов—проверка личности и проверка на предмет отмывания денег должны выполняться, как в отношении конечного инвестора, так и владельца проекта;
  • Обязательства по прозрачности:
    • владельцы проекта и физические лица, эффективно ведущие бизнес владельца проекта, должны представить стандартизированный предконтрактный документ под названием «Документ ключевого инвестора», о котором должно быть подробно указано в Информационном бюллетене по основным инвестициям (Key Investment Information Sheet/KIIS). Кроме того, владелец проекта обязан уведомлять CIF о любых изменениях, затрагивающих финансируемый проект и соответствующие условия.
      А маркетинговые коммуникации должны быть чёткими, точными и не вводить в заблуждение, а также соответствовать содержанию информации KIIS;
  • Защита средств клиентов и финансовых инструментов:
    • все средства, собранные через краудфандинговую платформу, должны быть переведены CIF-ом владельцу проекта только после успешного закрытия соответствующего предложения (т.е. только в том случае, когда средства соответствуют или превышают поставленную цель финансирования). Финансовые инструменты (то есть переводные ценные бумаги (TS), подлежащие хранению, должны быть разделены на депозитарные и недепозитарные переводные ценные бумаги. Также должны быть введены особые правила для хранения всех переводных ценных бумаг;
  • Справедливая цена:
    • CIF предоставит разъяснения по работе своей доски объявлений, посредством которой краудфандинговые клиенты CIF смогут рекламировать свой интерес к покупке или продаже переводных ценных бумаг, которые были предоставлены через CIF по справедливой цене.

Область применения Директивы: регулирующие аспекты краудфандинга, которые входят в сферу компетенции CySEC и, следовательно, в сферу применения вышеуказанного Закона, в соответствии с которым издана Директива, относятся к краудфандингу только через TS. Поэтому никакая другая форма краудфандинга не регулируется предложением CySEC.

Основная цель инвестиционного краудфандинга — предоставление альтернативных возможностей финансирования малым и средним предприятиям и стартапам, где банки не желают предлагать традиционное финансирование.

Основные риски инвестиционного краудфандинга:

Краудфандинг в основном используется стартапами, начинающими компаниями в качестве средства альтернативного финансирования и рассматривается, как инвестиция с высоким риском, которая может привести к потере всей инвестированной суммы в случае провала проекта или банкротства бизнеса.

Следующий неисчерпывающий перечень рисков относится к форме краудфандинга:

  • потеря всей вложенной суммы;
  • выплата дивидендов зависит не только от успешной траектории рассматриваемого проекта, но и от решения о выплате таких дивидендов органом, принимающим решение в пользу соответствующей организации;
  • возможности обналичивания («выхода из дела») могут быть строго ограничены;
  • нельзя исключать возможность мошенничества.

Некоторая история краудфандинга на Кипре:

С 2017 года CySEC получил несколько запросов о своём подходе к краудфандингу. Вследствие рисков, связанных с краудфандингом, CySEC не поощрял начало предоставления услуг CIF для краудфандинга, пока не будут введены специальные правила, которые разъясняют применение положений Закона, особенно в контексте предоставления услуг Crowdfunding.

15 ноября 2017 года CySEC объявила, что такие продукты, как DLT в зависимости от их характеристик могут подпадать под существующую нормативную базу, а организации, занимающиеся такой деятельностью, должны быть очень осторожными и соблюдать Законодательство.
В 2019 году CySEC приступил к разработке Директивы о краудфандинге, с тем чтобы обеспечить наличие набора специальных мер безопасности без ущерба и для обеспечения усиленной защиты инвесторов.

Таким образом, разработанная CySEC Директива о краудфандинге является регламентом краудфандингового бизнеса на Кипре, за исключением некоммерческого финансирования, известного как «краудфандинг на основе вознаграждений».

И добавим, что Предложение Европейской комиссии о Специальной рамочной программе краудфандинга ЕС, являясь ключевой опорой Союза рынков капитала Европейского Союза, в настоящее время является предметом постоянного законодательного процесса. Предложенная CySEC Директива Crowdfunding приняла во внимание содержание такого Предложения для содействия плавному законодательному переходу к Специальной программе ЕС, когда она вступит в силу.

CySEC ожидает, что его инициатива снизит некоторые, но не все, риски, связанные с инвестиционным краудфандингом, и улучшит защиту инвесторов, однако, при этом инвесторы должны понимать весь высокий риск, связанный с инвестициями, основанными на краудфандинге, даже там, где будут действовать специальные регулирующие правила.