Кипр в настоящее время, как и весь мир, сталкивается с пандемией коронавируса и принимает решительные меры для борьбы с ней. Меры, которые уже приняты и влияют на общественное здравоохранение, закрытие целых секторов экономики и многие иные ограничения, имеют огромные финансовые последствия. Они приводят к огромной потере дохода для работников и предприятий в широком диапазоне секторов экономики. Показательно, что они затрагивают более 260 000 сотрудников и 60 000 предприятий.
Задача, с которой сталкивается Кипр, огромна. Тысячи рабочих мест и тысячи банкротств находятся под угрозой, им нужны смелые финансовые решения. Это меры, которые окажут значительное влияние на государственные финансы, но, в зависимости от исхода ситуации, предотвратят глубокий и затяжной кризис и позволят быстрее выздороветь и вернуться к нормальной жизни с окончанием пандемии.
Министерством финансов был разработан смелый пакет бюджетного контента для прямой поддержки работников и предприятий, который был одобрен Кабинетом министров после консультаций с министром труда и иными социальными партнёрами и партиями, и уже представлен в кипрский Парламент (комитет по финансам).
В дополнение к субсидированию занятости и доходов, предоставляемым фискальным пакетом (напомним, что сроком на два месяца, начиная с 1 апреля 2020 года до 31 мая 2020 года, НДС снижен с 19% до 17%) борьба с пандемией будет заключаться и в том, чтобы определить, насколько Правительство Кипра в этот критический период будет защищать компании от банкротства посредством немедленной ликвидности, чтобы избежать резкого роста безработицы и банкротства ещё большего числа предприятий.
Сообщается, что предоставленная в скором времени Правительством Кипра ликвидность и денежные средства будут использованы для погашения долга перед поставщиками, выплаты заработной платы и других обязательств по поддержанию бизнеса на плаву, в противном случае ущерб экономике будет более продолжительным, более глубоким, и восстановление будет намного медленнее.
Со слов министра финансов эта ликвидность должна направляться через банковскую систему в реальную экономику, а не в сам банковский сектор. «Мы субсидируем рынок, а не банковскую систему, как об этом говорят европейские директивы и политики.
По этой причине мы работали в полной координации и сотрудничестве с Европейским центральным банком в течение прошлого 2019 года, и я благодарю Вас за объединение наших монетарных и фискальных инструментов в один общий фронт, в войне против экономического воздействия пандемии»,–сообщил г-н Петридис.
Именно в этом контексте 26 марта 2020г. Совет министров республики Кипр принял два нормативных акта:
1) первый о моратории–касается приостановления погашения денежных обязательств и процентов по кредитам финансовым учреждениям на срок до 31 декабря 2020 года.
Приостановление распространяется также на физических лиц и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Отмечается, что, помимо банков, он также охватывает такие кредитные учреждения, как компании по управлению кредитами, страховые компании и Кипрскую Организацию Развития Земли (Κ.Ο.Α.Γ).
Для осуществления этой меры в финансовые учреждения следует направить письменный запрос. Также письменный запрос от компаний и самозанятых лиц стоит направить для приостановления обязательств по финансовой отчётности за 2019г.
И, хотя у банков будут расходы из-за существенной реструктуризации кредитов в результате приостановки платежей, они, с позиции Правительства Кипра, не ожидают возникновения проблем устойчивости из-за гибкости, обеспечиваемой решениями Центрального банка Кипра (Κεντρική Τράπεζα της Κύπρου/ΚΤΚ) и компетентными европейскими монетарными органами;
2) второй нормативный акт касается предоставления государственных гарантий на общую сумму до двух миллиардов Евро с целью:
(а) предоставления новых ссуд под низкий процент в размере 1 750 000 000 Евро предприятиям и частным предпринимателям для устранения финансовых последствий и мер, принятых для борьбы с пандемией «Короны», и
(б) субсидирования части процентной ставки физическим лицам, самозанятым лицам и предприятиям в размере 250 000 000 Евро.
Основные принципы предоставления этих государственных гарантий регулируются данным Законом, в то время, как различные параметры и условия предоставления и использования госгарантий будут изданы на основании Постановления министерства финансов, которое может регулярно пересматриваться в зависимости от преобладающих обстоятельств, как национальных, так и международных на европейском уровне.
Как отмечает министр финансов, государственные гарантии предоставляются для увеличения ликвидности в реальной экономике и не могут быть использованы для погашения существующих кредитов. Тем не менее, они могут быть использованы для погашения процентов по существующим кредитам, которые являются частью существующей программы.
Предполагается, что государственные гарантии покроют 70% убытков, которые могут возникнуть в результате наличия кредитов. А ссуды будут даваться от 3 месяцев до 6 лет без учёта наличия текущих счетов.
Процесс предоставления государственных гарантий кредитным организациям начнётся в начале апреля, и ожидается, что первые кредиты будут запущены уже в начале мая 2020 года.
Предоставление государственных гарантий кредитным учреждениям, а также для кредитования индивидуальных предпринимателей и предприятий, будет осуществляться на основании критериев и условий, среди которых: удовлетворение потребностей в ликвидности, оборотный капитал и наличие инвестиций.
Также, в частности, отмечено условие, согласно которому предприятия и самостоятельно занятые лица не должны будут осуществлять никаких сокращений с даты вступления в силу данного нормативного акта до 30 сентября 2020 года. Константин Петридис обращает внимание, что вся государственная политика за счёт денег налогоплательщика, а также включая государственную гарантию, направлена на сохранение рабочих мест и избежание банкротства. Соответственно, это должно стабилизировать косвенно и банковскую систему Кипра во время пандемии.
Низкие процентные ставки будут устанавливаться для новых займов, предоставляемых в соответствии с предварительной структурой государственной помощи Европейской комиссии, для реализации мер государственной поддержки экономики Кипра. Любое дальнейшее снижение процентных ставок может рассматриваться, как государственная помощь от ЕС.
1) Общая процентная ставка по новым кредитам для малого или среднего предприятия или самозанятого лица составляет:
а. Для обеспеченного кредита со сроком погашения до одного года под 0,75% и без обеспечения под 1,25%;
б. Для обеспеченного кредита со сроком погашения до 3 лет под 1% и без обеспечения под 1,50%;
в. Для обеспеченного кредита со сроком погашения до 6 лет под 1,50% и без обеспечения под 2%;
2) Общая процентная ставка по новым кредитам для крупного бизнеса будет следующей:
а. Для обеспеченного срочного кредита на срок до одного года под 1% и без обеспечения под 1,50%;
б. для обеспеченного кредита со сроком погашения до 3 лет под 1,50% и без обеспечения под 2%;
в. Для обеспеченного кредита со сроком погашения до 6 лет под 2,50% и без обеспечения под 3%.
Ожидается, что к концу кризиса предприятия, которые получат новое дешевое кредитование на ликвидность, станут жизнеспособными, и смогут его погасить.
Эти два плана, по сути, являются согласованными усилиями между монетарной и фискальной властями Кипра, а также политического мира, чтобы создать единый фронт и достичь максимального успеха–восстановиться как можно быстрее, пусть и с потерями.
А тем временем на сегодняшний день в самом банковском секторе Кипра имеется такая уязвимая ситуация: представляющие всё большую проблему для Европейского Центробанка – отрицательные процентные ставки, взимаемые кредиторами Кипра. Это только начало, о чём предупреждают эксперты.
В дальнейшем корпоративные клиенты будут платить комиссию за свои депозиты, что в конечном итоге повлияет на потребителей, перевернув традиционную концепцию банковского дела с ног на голову.
Банки говорят, что у них нет выбора, поскольку им самим начисляются всё более высокие процентные ставки, а также растут требования к их резервам в ЕЦБ.
Так, в начале марта 2020г. Банк Кипра присоединился к Хелленик Банку и начал взимать с определённых корпоративных клиентов комиссию за сбережение их вкладов. В целом, он будет взимать отрицательную процентную ставку в размере минус 0,4% в месяц на доступном остатке на счёте, но только на ту сумму, которая превышает 100 000 Евро (обращаем внимание, что превышает, а не равняется 100 тыс. Евро).
Как и другие кредиторы, Банк Кипра сам платит Европейскому центральному банку комиссию в размере 0,5% за поддержание любой избыточной ликвидности. Однако, несмотря на усиливающееся давление, банк заверяет, что политика отрицательной процентной ставки (Negative Interest Rate Policy/Nirp) будет выборочной.
Директор по корпоративным вопросам Банка Кипра опубликовал заявление относительно своих планов по борьбе с трудными экономическими временами; на этом этапе он сообщает, что банк начнёт взимать 0,4% со всех депозитов корпоративных счетов, однако это будет применяться только для крупных клиентов с корпоративными счетами. Они надеются включить полугосударственные структуры, такие как Управление электроэнергетики Кипра, с многомиллионными счетами в Евро, чтобы увеличить финансирование для покрытия расходов, связанных с увеличением числа проверок со стороны Европейского центрального банка и иных строгих процедур.
Г-н Саввакис Саввидес, экономист и бывший старший менеджер Кипрского банка развития, сравнивает Nirp с тонким концом клина. «Отрицательные процентные ставки по счетам корпоративных клиентов означают, что банкам предоставлено право облагать налогом производительных экономических агентов страны. Банковское дело – это не роскошь, без которой компании и домашние хозяйства могут обойтись или отказаться от неё. Платёжная система является абсолютной необходимостью в современном обществе, так как не существует другого варианта для функционирования и участия в экономической деятельности. Например, если бы существовала государственная банковская служба, возможно, был бы другой (возможно, гораздо более дешевый) вариант». Он добавил: «Кроме того, это также создало бы конкурентное препятствие для частных банков. Ведь идея состоит в том, что в здоровой экономике частные банки конкурируют за бизнес своих клиентов, и это гарантирует, что результат (ценообразование) будет достигнут. Деньги не имеют внутренней ценности сами по себе. Они приобретают ценность и, следовательно, имеет цену (проценты), когда ими можно пользоваться какое-то время, заимствуя. Для этого, однако, заёмщики должны быть кредитоспособными и иметь достаточный внутренний спрос; в настоящее время на Кипре таковых мало. Кроме того, внутренний спрос страдает из-за задолженности: в экономике не так много жизнеспособных инвестиционных возможностей. Например, предприятия и домашние хозяйства имеют большую задолженность и, как правило, не могут погасить свои существующие долги. Таким образом, они не кредитоспособны, чтобы получить ещё один кредит».
«И, если некоторые считают, что не будут проливать слёзы из-за того, что богатые корпорации вынуждены платить за хранение своих вкладов в банке, то это не соответствует действительности»,–говорит Лукас Аристодему, глава Ассоциации по защите прав потребителей и качества жизни (неправительственная организация).
«В какой-то момент бизнес переложит эти расходы на потребителей. Что посеешь, то и пожнёшь»,–комментирует он.
И спешит добавить: «Посмотрите на все разные комиссии, которые банки взимают с постоянных клиентов. Они могут называть это как-то иначе, например, «комиссией за обслуживание счёта», но в действительности вы вынуждены платить за то, что храните свои деньги у них».
Для справки:
Действующее законодательство Кипра предоставляет министру финансов полномочия заставлять банки вносить изменения в свои сборы:
в соответствии с разделом 19 Закона Кипра «Сопоставимость сборов, связанных с платёжными счетами, переключением платёжных счетов и доступом к платёжным счетам» от 2017 года (The comparability of fees related to payment accounts, payment account switching and access to payment accounts Law) Центральный Банк определяет, что комиссии, взимаемые кредитными учреждениями за платёжные услуги, являются «необоснованными», и даёт соответствующую рекомендацию министру финансов, учитывающую различные критерии, одним из которых должен быть уровень национального дохода.
Однако данный Закон нечёткий, поскольку не определяет, что такое «необоснованные сборы», но на основании его и указаний Центрального банка Кипра министр финансов может затем издать указ о платежах (комиссиях/сборах) за платёжные услуги, который после публикации в правительственной газете приобретает силу закона.
Таким образом, видим, что рычаги реального влияния у Министерства финансов Кипра на экономическую и, в частности, банковскую сферу достаточно велики. Желаем и надеемся, что Правительство прекрасного острова справится с поставленным вызовом, сумеет найти золотую середину между и для всех звеньев экономики.