28.03.2020

Covid-19: информация об изменении налогообложения от ОЭСР, Кипра, Украины

Covid-19: информация об изменении налогообложения от ОЭСР, Кипра, Украины

В связи с развивающейся чрезвычайной ситуацией с коронавирусом (Covid-19) Организация экономического сотрудничества и развития 17 марта 2020г. приняла ряд мер предосторожности в своей штаб-квартире в Париже. Продолжаются многосторонние усилия по решению налоговых проблем, связанных с цифровизацией экономики. Команда Секретариата ОЭСР работает над проектом, а встречи с делегатами проводятся дистанционно. Руководящая группа, Целевая группа по цифровой экономике и другие рабочие группы продолжат проведение виртуальных совещаний в ближайшие недели по графику. Методы работы будут адаптированы, чтобы позволить всем странам в полной мере участвовать. Все участники продолжают работу по выработке политического решения по ключевым компонентам многостороннего консенсусного решения на пленарном заседании G20 / OECD Inclusive Framework on BEPS, которое должно состоятся 1-2 июля 2020г. в Берлине, Германия.

А 21 марта 2020г. Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия (Angel Gurría) призвал к совместным действиям правительства по преодолению угроз здоровью, экономическим и социальным угрозам пандемии коронавируса (Covid-19).

«Пандемия коронавируса—это кризис общественного здравоохранения, не имеющий прецедента в человеческой памяти, вызывающий также крупный экономический кризис. Похоже, что в текущем и следующем кварталах 2020 года мы увидим последовательное снижение мирового или регионального ВВП и нужно действовать сейчас, чтобы избежать затяжной рецессии»,— сказал г-н Гуррия. «Только значительные, заслуживающие доверия, скоординированные на международном уровне усилия могут справиться с неотложной ситуацией в области общественного здравоохранения, смягчить экономический шок и разработать путь к восстановлению».

В своём заявлении г-н Гуррия призвал к немедленным политическим действиям в следующих четырёх конкретных областях:

  • Реагирование на проблему здравоохранения: научные усилия должны дополняться нормативными и другими мерами для обеспечения того, чтобы вакцины и методы лечения разрабатывались, производились и применялись, как можно быстрее;
  • Укрепление экономики: правительствам следует смягчать непосредственные негативные последствия с помощью скоординированных расходов по таким секторам, как:
    • здравоохранение: для охвата обширного тестирования; лечение для всех пациентов, независимо от того, застрахованы они или нет; поддержка работников здравоохранения; прочее;
    • физлица: для покрытия краткосрочных схем занятости, снижения требований для получения пособий по страхованию от безработицы, денежных переводов для самозанятых и поддержки наиболее уязвимых;
    • юрлица: для покрытия сборов, налогов, временного снижения или отсрочки НДС, расширения доступа к оборотному капиталу с помощью кредитных линий или государственных гарантий, специальных пакетов поддержки для МСП, особенно в сфере услуг и туризма;
  • Объединение усилий по финансовому регулированию и надзору, основанное на действиях, предпринимаемых центральными банками, скоординированный мониторинг, диагностика возникающих напряжений и согласованные меры регулирования приведут к более позитивным результатам;
  • Восстановление доверия: устранение торговой напряжённости, высокого корпоративного долга и экономического неравенства, которые усугубляют опасность для наиболее уязвимых слоёв населения.

Также в ответ на кризис ОЭСР запустила Платформу для обеспечения своевременной и всеобъемлющей информацией о мерах политики в странах мира, а также о рекомендациях ОЭСР. Аналитические записки будут охватывать широкий круг вопросов: от вакцин до налогов и малого бизнеса, чтобы помочь правительствам учиться друг у друга и координировать свои действия в режиме реального времени.

«Это третий и величайший экономический, финансовый и социальный шок 21-го века, и он требует современных глобальных усилий, схожих с планом Маршалла и Новым курсом прошлого века—вместе взятых», —сказал г-н Гуррия. «Эти усилия должны быть сосредоточены, прежде всего, на тех, кто уже был в физической, экономической и социальной ослабленности, и укрепить основу для нашего общего будущего. По мере того как правительства ускоряют эту работу, многосторонние действия сделают их инициативы гораздо более эффективными, чем если бы страны продолжали действовать в одиночку».

ОЭСР отмечает, что для борьбы с распространением вируса страны вводят беспрецедентные меры, в результате чего во многих странах существенно упала экономическая активность, поэтому первоочередным заданием является быстрое реагирование с целью максимального сбережения производственного потенциала экономик.

Так, являясь глобальным политическим форумом, который продвигает политику, направленную на улучшение экономического и социального благосостояния людей во всём мире, ОЭСР составила и направила делегатам Инклюзивной основы BEPS предложения по мерам налоговой политики и налогового администрирования в условиях пандемии Covid-19.

Итого, правительствам предлагается ряд следующих мер налоговой политики:

  • Корректировать требуемые авансовые платежи на основе пересмотра ожидаемых налоговых обязательств, принимая во внимание ожидаемое влияние сложившейся ситуации на коммерческий оборот (вместо принятия во внимание коммерческих результатов 2019 года);
  • Отменить или отсрочить отчисления работодателей и самозанятых людей на соцобеспечение, а также на налоги, связанные с оплатой труда. Такое предложение тем более актуально для сфер, которые больше всего пострадали в результате ограничительных мероприятий в связи с Covid-19;
  • Отсрочить уплату налога на добавленную стоимость (VAT), таможенных, акцизных сборов за импортную продукцию (к примеру, продукты питания, медицинские средства);
  • Ускорить возврат избыточного входного НДС;
  • Отсрочить или вовсе отказаться от налогов, которые взимаются с налоговой базы, не зависящей от непосредственно экономического цикла (налоги на имущество юрлиц, налоги с оборота предприятий);
  • Освободить от обязательных платежей сверхурочную работу в сфере охраны здоровья, других секторах, связанных с чрезвычайными ситуациями;
  • Создать возможности для работающих получать частичную выплату пособий по безработице или использовать иные формы частичного замещения дохода (к примеру, установить режим временного простоя), снижая необходимость для работодателей прибегать к массовым увольнениям;
  • Временно расширить социальные пособия лицам, которые до этого не имели права на такие выплаты, чтобы компенсировать краткосрочные последствия для домохозяйств с низкими доходами.

Касательно налогового администрирования ОЭСР предлагает следующие меры помощи налогоплательщикам:

— предоставление дополнительного времени для предоставления налоговых деклараций и уплаты налоговых платежей налогоплательщиками, попавшими под влияние Covid-19, отказ от штрафных санкций, пени за несвоевременность выполнения обязательств, ограничение числа налоговых проверок и др.

Предполагается, что в скорой перспективе налоговые мероприятия, направленные на минимизацию негативных последствий от коронавируса, будут расширены.

Г-н Гурриа объявил, что, несмотря на проблемы экономического прогнозирования, связанные с изменяющимся кризисом, ОЭСР будет продолжать регулярно обновлять и обмениваться своим анализом в рамках своей политической поддержки.

В отношении Украины:

Верховной Радой 17 марта 2020г. был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)», которым ввела налоговые и административные льготы для бизнеса и граждан в связи с введением карантина из-за провозглашённой ВОЗ пандемии коронавируса.
Приняты следующие налоговые правила:

  • не штрафовать бизнес за нарушение налогового законодательства в период с 1 марта по 30 апреля 2020г.;
  • освобождаются от налогообложения единым социальным взносом все ФЛП и те, кто занимается независимой профдеятельностью, с 1 марта по 30 апреля 2020 года, также за неоплату ЕСВ за этот период штрафные санкции возлагаться не будут;
  • мораторий на налоговые документальные и фактические проверки бизнеса, а также проверки по ЕСВ с 18 марта по 31 мая 2020г.;
  • продлён срок подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (подаётся гражданами, в том числе государственными служащими) до 1 июля 2020г., вместо до конца апреля текущего года;
  • не насчитывается и не оплачивается плата за землю (местный налог), которая используется в хоздеятельности, налог на недвижимость за нежилые помещения с 1 марта по 30 апреля 2020г.;
  • исключить нежилую недвижимость из базы обложения налогом на недвижимое имущество в течение 1 марта—30 апреля 2020г.;
  • временно, для осуществления мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) освобождаются от обложения налогом на НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины лекарств, медицинских изделий, оборудования (перечень которых определён Кабинетом Министров Украины).

На Кипре ситуация следующая:

Министерство финансов опубликовало официальное объявление: в свете негативных последствий вируса Covid-19 (карантин на сегодняшний день объявлен до 13 апреля 2020г. включительно) Правительство страны объявило о национальном фискальном пакете мер по оказанию помощи пострадавшей экономике, а именно—временное снижение НДС с 19% до 17% сроком на два месяца, начиная с 1 апреля 2020 года до 31 мая 2020 года.

В своём выступлении перед журналистами в Президентском дворце после заседания Совета политических лидеров г-н Петридис (министр финансов) сообщил: «Я хочу поблагодарить стороны. Мы начали консультации по чрезвычайным мерам для поддержки экономики, которые необходимо продолжать принимать из-за ситуации, в которой мы находимся, потому что мы находимся в состоянии войны и нам приходится сталкиваться с общим невидимым врагом.»

В ближайшем времени планируется принять Бюджетный пакет, который уже подготовлен Минфином Кипра, и который, со слов г-на Петридиса, намного больше других в ЕС, а также в конце марта прогнозируется подготовить пакет мер по повышению ликвидности для малых и средних предприятий с помощью гарантированных кредитов, процентных субсидий или их комбинации.

С этой целью Министерство финансов Кипра также будет консультироваться с банковским сектором, чтобы гарантировать, что он также использует гибкость, предоставляемую европейской структурой поддержки Европейского центрального банка.

«Это будет один из самых сильных пакетов поддержки на европейском уровне, и я хочу верить, что мы эффективно используем ресурсы, необходимые для преодоления этого кризиса, который характеризуется большой степенью неопределённости», —анонсировал министр финансов.