23.03.2020

Как жила Мальта до пандемии 2020: основные аспекты экономического доклада Еврокомиссии

Как жила Мальта до пандемии 2020: основные аспекты экономического доклада Еврокомиссии

Ниже, в продолжение темы анализа финансового положения и социальной сферы государств-членов ЕС по итогам 2019г., представлены основные данные из отчёта Европейской Комиссии по Мальте:

  • в целом, экономические показатели Мальты за 2019г. по-прежнему были среди сильнейших в ЕС, посредством, в первую очередь, процветающего динамичного и ориентированного на экспорт сектора услуг;
  • инфляция стабилизируется на уровне 1,5% и будет расти только постепенно. Общая инфляция в 2019 году несколько снизилась по сравнению с предыдущим годом с 1,7% до 1,5%. Начиная с апреля 2019 года инфляция на Мальте соответствовала инфляции в еврозоне;
  • банковский сектор Мальты пока остаётся в добром здравии благодаря консервативной практике кредитования, но подвергается рискам. Банки ещё прибыльны: укрепление их капитальной базы и поддержание достаточной ликвидности происходит за счёт депозитов клиентов. Объем просроченных кредитов также сократился. Однако жёсткие стандарты корпоративного кредитования ограничивают возможности займов для компаний, и, хотя Банк развития Мальты создаёт систему гарантийных схем для поддержки кредитования, но на практике растущее число фирм затрудняется получить даже базовые банковские услуги. Кроме того, существующие недостатки в рамках борьбы с отмыванием денег создали напряжённость в отношениях с банками-корреспондентами.

Еврокомиссия выявила некоторый прогресс в следующих областях:

  • усиление борьбы с отмыванием денег;
  • сосредоточение инвестиционной экономической политики на исследованиях и инновации;
  • совершенствование управления природными ресурсами и повышение эффективности использования ресурсов и энергии;
  • улучшение инклюзивного образования и обучения;
  • устойчивый рост занятости, соответственно, низкий уровень безработицы, но поскольку экономический рост замедляется, ожидается, что рост занятости несколько замедлится, но уровень безработицы, по прогнозам, останется ниже 4% в краткосрочной перспективе.

При этом не было достигнуто прогресса в следующих аспектах:

  • обеспечение долгосрочной устойчивости финансов за счёт устранения недостатков системы пенсионного обеспечения и здравоохранения;
  • рассмотрение особенностей налоговой системы, которые могут способствовать агрессивному налоговому планированию:

А) корпоративные налоги, которые составляют значительную долю налоговых поступлений, могут оказаться неустойчивыми, учитывая замедление экономики и международных инициатив в область корпоративного налогообложения. Кроме того, последние фискальные излишки в значительной степени опирались на выручку от индивидуальной программы инвестора (схемы гражданства). Эти доходы сложно прогнозировать. Следовательно, сохранение правильной финансовой позиции становится всё более зависимым от расходов;

Б) экономические данные свидетельствуют о том, что налоговые правила Мальты используются в целях агрессивного налогового планирования, и, хотя страна внедрила предварительно согласованные европейские и международные инициативы по решению некоторых проблем АТР (aggressive tax planning), но такие правила, как отсутствие удерживаемых налогов и модель гражданства Мальты для инвестора, и схемы проживания инвестора остаются причиной для беспокойства.

Структурные проблемы мальтийской экономики в итоге привели к стабильному неравенству доходов граждан, а некоторые группы населения сталкиваются с конкретным риском бедности. Высокий уровень раннего окончания школы, плохие результаты образования, что связано с выбором или доступностью учебного заведения, низкий уровень квалификации также ограничивают равные возможности. Наконец, стареющее население, уязвимость госуправления, ограниченный инновационный потенциал только способствуют главной проблеме Мальты—долгосрочная устойчивость потенциала роста страны остаётся под вопросом.

Макроэкономическая перспектива Мальты до провозглашения ВОЗ о пандемии:

  • ожидалось, что инвестиции имели все шансы расти в 2019 и 2020 годах. В частности, крупные инвестиционные проекты в секторах авиации, здравоохранения и туризма—тот самый набор для увеличения частных инвестиций. Затем прогнозировалось замедление роста вложений в 2021 году, поскольку некоторые из этих проектов должны быть завершены. Прогнозировалось, что инвестиции в строительство будут расти более медленными темпами после значительного подъёма, наблюдавшегося в последние годы. В более долгосрочной перспективе инвестиции в другие области, кроме жилищного строительства, будут иметь решающее значение для ускорения экономического роста. Предполагалось, что отношение государственных инвестиций к ВВП также значительно возрастёт, что будет в большей степени обусловлено реализацией проектов, финансируемых ЕС. Но в будущем рост госинвестиций будет снижаться по мере стабилизации уровня освоения фондов ЕС;
  • в последние годы бизнес-среда улучшилась, особенно для МСП (small and medium-sized businesses). Однако пробелы в доступе к финансам продолжают ограничивать перспективы роста фирм. Сохраняются недостатки в системе управления, особенно в системе правосудия и антикоррупционной институциональной структуре. Кроме того, транспортная инфраструктура и ограниченное внедрение устойчивых транспортных решений остаются слабыми сторонами в деловой среде Мальты. Влияние запланированных политических мер, направленных на то, чтобы стимулировать переход от частных автомобилей к общественному транспорту, всё ещё ограничено. Устранение проблем в инфраструктуре с уделением более пристального внимания окружающей среде укрепит долгосрочную устойчивость и улучшит способность Мальты привлекать и удерживать работников и инвестиции.

Итоги:

  • за последние несколько лет Мальтийская экономика переживала быстрый рост и устойчивое создание рабочих мест;
  • ключ к укреплению долгосрочной устойчивости экономики находится у инноваций, R&D, в улучшении качества инфраструктуры и в предпринятии дальнейших шагов в направлении климатически нейтральной и экологически устойчивой экономики;

Однако несмотря на точные финансовые и социальные данные по Мальте и сводные расчёты, которые были осуществлены на их основе, вряд ли Еврокомиссия по состоянию на сегодня готова была б повторно подписаться под каждым прогнозом, данным для характеристики будущей экономики Мальты. Ведь всемирная пандемия ставит в критическое положение буквально каждый институт, не щадя прежние экономические заслуги, и в целом—под вопросом нормальная, заранее спланированная какая-либо деятельность кого-либо, поэтому путь Мальты, к примеру, без тех же фондов ЕС, будет не из простых.