01.07.2019г. в рамках валютной реформы Правление Национального банка Украины официально опубликовало Постановление №86 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины», которым отменило ряд административных ограничений, которые создавали неудобства, как украинскому бизнесу, так и зарубежным инвесторам.
Отмена лимита в 2 млн. Евро на финансирование собственных зарубежных представительств
Принятое Постановление вступило в силу со 2 июля 2019г. и включает следующие основные положения:
отмена лимита на финансирование собственных зарубежных представительств и других обособленных подразделений: ранее перевод средств иностранным филиалам ограничивался общим лимитом для юридических лиц на инвестирование за границу в общем размере 2 млн. евро в течение одного календарного года. Отныне операции по переводу средств непосредственно на счёт собственных зарубежных филиалов, представительств и других обособленных подразделений без образования юридического лица, выведены из-под действия такого лимита и не будут ограничиваться в объемах. При этом Национальным банком устанавливается ограничение—кроме тех подразделений, которые открыты в государстве (территориях), отнесенном Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон и/или признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором/государством-оккупантом, и/или не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, которые осуществляют деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения и/или есть стратегические недостатки в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем согласно заявлениям Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering/FATF);
установление дополнительных требований для валютного надзора по вышеперечисленным операциям. В частности, банки обязаны получать от украинских компаний, которые намерены финансировать собственные зарубежные подразделения, следующую информацию/документы:
– что подтверждают источники происхождения средств, которые используются для осуществления валютных операций;
– по структуре собственности, конечным бенефициарным собственникам (контролёрам) и по содержанию деятельности участников валютной операции;
– что могут подтвердить соответствие сути и размера валютных операций субъекта валютной операции его финансовому состоянию и содержанию деятельности, а также содержания деятельности контрагентов. Информация/документы должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) такой валютной операции. При необходимости уполномоченное учреждение вправе истребовать дополнительную информацию/документы;
– развёрнутую (постатейную) смету и/или другие документы, обосновывающие потребность в финансировании зарубежной деятельности обособленного подразделения без образования юридического лица;
упрощение реинвестирования доходов иностранных инвесторов от операций с украинскими ценными бумагами: во избежание убытков инвесторов от дополнительной конвертации валют из-за невозможности прямого зачисления доходов в национальной валюте Украины сразу на свой гривневый счёт, НБУ разрешил инвестиционный счёт иностранного инвестора в национальной валюте использовать в соответствии с законодательством Украины для осуществления зачисления денежных средств, перечисленных из открытого в банке Украины корреспондентского счёта иностранного банка -депозитария, который имеет счёт в ценных бумагах в Национальном банке;
дополнение перечня сделок, которые разрешается проводить в иностранной валюте на территории Украины, операциями между финансовым учреждением и Кабинетом Министров Украины в рамках реализации международного договора Украины по кредитам/грантам/займам, что, ожидается, снизит валютные риски государства при осуществлении таких операций;
отмена запрета расчётов в наличной иностранной валюте для оплаты физическими и юридическими лицами консульских сборов за легализацию товаросопроводительных документов в дипломатических представительствах или консульских учреждениях стран, не присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 («Convention of 5 October 1961 Abolishing the Requirement of Legalisation for Foreign Public Documents »). К таким странам относятся Алжир, Афганистан, Вьетнам, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Камерун, Канада, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Таиланд, Уругвай;
совершенствование риск-ориентированного надзора банков в части проверок иностранных банков-контрагентов, которым украинские компании осуществляют денежные перечисления. Ранее банки использовали для этого перечень, предоставленный Национальным банком на основании информации Государственной службы финансового мониторинга. Отныне банки самостоятельно на основании информации из публичных источников будут определять степень риска иностранных банков-контрагентов по валютной операции. Также установлено, что банк переводит средства в национальной валюте со счетов 2622 по операциям клиента-физического лица и распределительного счёта в других случаях, на счёт клиента-получателя при условии наличия документов (информации), подтверждающих правомерность осуществления операции по получению средств с корреспондентского счета банка-нерезидента в национальной валюте. Банк обязан вернуть средства на корреспондентский счёт банка-нерезидента (указав причины возврата), если нет таких документов (информации).
Выводы и рекомендации
Соответствующее очередное решение НБУ по упрощению и послаблению ограничений в сфере валютного регулирования демонстрирует, в первую очередь, расположенность и готовность Украины к продуктивному сотрудничеству с иностранным инвестором. Также в свете снятия ряда валютных ограничений можем порекомендовать и резидентам нашей страны, проанализировав свои бизнес-структуры и нововведения, «окунуться» в поиск новых глобальных возможностей.