Берн, 26.06.2019г. — на своём заседании Федеральный совет Швейцарии провёл обсуждение вопроса об устойчивости швейцарского финансового центра, видя большие возможности для инноваций и конкурентоспособности в этой области и имея цель конкретно содействовать прозрачности в финансовом секторе, и инициировал несколько важных предложений/проектов.
1) Открыть консультации по введению новой категории фондов, так называемого Фонда ограниченного квалифицированного инвестора (Limited Qualified Investor Fund /L-QIF), который, как сообщается, не будет ни авторизованным, ни утверждённым, ни подконтрольным Швейцарскому органу по надзору за финансовыми рынками (FINMA). Ещё 5 сентября 2018 года Федеральный совет, реагируя на озабоченность финансового сектора, поручил Федеральному департаменту финансов (FDF) подготовить соответствующий проект консультации в виде
поправки к Закону о схемах коллективных инвестиций (CISA), направленной на создание новой нерегулируемой категории фондов, исключительно для квалифицированных инвесторов (финансовых посредников, пенсионных фондов). Данное нововведение предназначено для усиления конкурентоспособности Швейцарии как фондового центра. Консультация продлится до 17 октября 2019 года.
Федеральный совет заявил, что поскольку L-QIF не требует ни авторизации, ни одобрения, он может быть предложен на рынке быстрее и дешевле, чем другие фонды. Новая категория фондов с либеральными и при этом прозрачными инвестиционными правилами призвана предложить швейцарскую альтернативу аналогичным зарубежным продуктам и обеспечить запуск в будущем большего количества схем коллективного инвестирования в Швейцарии, продвигая инновационные и гибкие проекты;
2) пересмотр Закона об отмывании денег, чтобы соответствовать международным стандартам в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, которые устанавливаются межправительственной организацией — целевой группой по финансовым мероприятиям (FATF/GAFI), в которой также участвует Швейцария. Данная группа регулярно проверяет, соответствуют ли законы государств-членов организации его рекомендациям. Следующий такой обзор Швейцарии запланирован на 2020 год.
В предыдущем раунде целевая группа выявила слабые стороны и вынесла ряд рекомендаций, которые также касались швейцарских ассоциаций и их возможного неправомерного использования для финансирования терроризма или отмывания денег.
На основании рекомендаций и на фоне утечки конфиденциальных «Панамских документов» и лидирования Швейцарии в 2018 году в Индексе финансовой секретности (Financial Secrecy Index), созданного Сетью налогового правосудия (Tax Justice Network), работа сети журналистов, раскрывающих уклонение от уплаты налогов и отмывание денег в эпических масштабах, подчеркнула роль юристов-консультантов. Так, в центре внимания Правительства Швейцарии оказались юристы, адвокаты, нотариусы, иные консультанты и советники. Предложения предусматривают возложение обязательств по надлежащей проверке своих клиентов не только на финансовых посредников и дилеров, но и на лиц, которые предоставляют определённые услуги в связи с созданием и управлением компаниями и трастами.
На заседании было сообщено, что за последние 40 лет 1339 швейцарских юристов, финансовых консультантов и других посредников создали более 38 000 оффшорных компаний. В этом контексте Федеральный совет пришёл к выводу, что необходимы более строгие правила. В частности, предлагается создание и работа новой категории лиц, которые классифицируются как советники (advisers), которые по закону должны будут озвучивать свои подозрения в отмывании денег.
Первоначально правительство не хотело создавать такое обязательство, но после процесса консультаций приняло следующее решение: если есть подозрения об отмывании денег, советники должны будут сообщить (в т.ч. телефонным звонком) в отдел отчётности об отмывании денег (Money Laundering Reporting Office).
При этом сообщается об одном небольшом, но важном предупреждении: адвокаты и нотариусы, иные советники будут затронуты обязательством по представлению отчётности только, если они осуществят финансовую транзакцию как часть своих услуг.
Различие между «обязательством по представлению отчётности» и «правом на сообщение о подозрении в отмывании денег» должно быть разъяснено путём более подробного описания концепции обоснованного подозрения в отмывании денежных средств путём внесения соответствующих поправок в Закон о борьбе с отмыванием денег от 10.10.1997г. (Anti-Money Laundering Act, AMLA);
3) также Федеральный совет концентрирует внимание относительно требований должной осмотрительности для ассоциаций, которые занимаются сбором или распределением денег на благотворительные цели за рубежом, а также для торговцев драгоценными металлами и камнями. Правила прозрачности будут применяться в будущем и к таким субъектам: они должны будут зарегистрироваться в коммерческом регистре Швейцарии и назначить представителя, который должен проживать в Швейцарии.
Правительство также заявило, что планирует снизить порог, выше которого торговцы драгоценными металлами и камнями должны соблюдать требования должной осмотрительности для денежных выплат: с 100 000 до 15 000 швейцарских франков, что не относится к торговле драгоценными металлами и камнями, которые обычно предназначены для продажи конечным покупателям.
Ожидается, что Парламент рассмотрит предложенные поправки исполнительного органа Швейцарии к Закону об отмывании денег позднее, в 2019 году, и они могут вступить в силу к началу 2021 года.
По мнению Transparency International Switzerland (Глобальной антикоррупционной коалиции Швейцарии) важные недостатки будут исправлены, но грядущие изменения не зашли так далеко, как необходимо для эффективной борьбы с отмыванием денег в Швейцарии. Тем ни менее обнародованное политическое предложение обновит механизм защиты Швейцарии от отмывания денег и финансирования терроризма с учётом последних оценок рисков, а согласование политики страны с международными стандартами по борьбе с отмыванием денег станет ключевым приоритетом финансовой политики государства, признанного Сетью налогового правосудия «дедушкой налоговых убежищ в мире», в котором почти 50% от 6,65 триллионов швейцарских франков, хранящихся в швейцарских банках, «происходят» из-за рубежа, что делает Швейцарию мировым лидером в управлении иностранными активами.
Также читайте:
Оффшор в Швейцарии