07.11.2019

Предстоящие изменения налогообложения между резидентами Украины и Кипра

Предстоящие изменения налогообложения между резидентами Украины и Кипра

Сегодня в сфере правового регулирования отношений между Украиной и Республикой Кипр действует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы от 8 ноября 2012г.

В конце 2015г. был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр, однако, лишь 30 октября 2019г. украинский Парламент принял Закон о ратификации Протокола об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы.
5 ноября 2019г. вышеуказанный Закон был передан на подпись Президенту Украины.

Вступление в силу данного Протокола будет способствовать совершенствованию норм Конвенции между Украиной и Кипром.

Так, пять статей Протокола значительно повлияют на налогообложение операций, осуществляемых между резидентами Кипра и Украины, особенно это коснётся моментов налогообложения прибыли, получаемой по итогу продажи основного актива (дивиденды, проценты, имущество):

  • максимальная основная ставка налога при выплате дивидендов снижается с 15% до 10% (ст.10 Протокола);
  • требования к применению пониженной ставки в размере 5% при выплате дивидендов усиливаются по сравнению с действующей редакцией Конвенции (ст.10 Протокола):
    • фактический владелец должен одновременно обладать минимум 20% капитала компании, которая выплачивает дивиденды, и
    • фактический владелец должен был инвестировать в приобретение акций или иных прав компании в эквиваленте не менее 100 тыс. Евро;

3)  повышается максимально предельный размер налога при выплате процентов с 2% до 5% от общей суммы процентов (доход от долговых требований любого вида, независимо от ипотечного обеспечения и независимо от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг, облигаций, в том числе премии и вознаграждения по этим ценным бумагам, облигациям), возникающих в одном государстве и выплачиваемых резиденту другого, которым такие проценты могут также облагаться в государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этой страны (ст.11 Протокола);

4) внесены изменения относительно налогообложения доходов от отчуждения акций в компаниях, удельный вес стоимости недвижимого имущества которых составляет более 50% стоимости всего имущества (активов) таких компаний:

  • доходы, получаемые резидентом договорного государства от отчуждения акций, которые получают более 50 процентов их стоимости или большей части стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, расположенного в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве (в действующей конвенции соответствующие доходы освобождаются от налогообложения в Украине). Данное положение применяется только для доходов, полученных от недвижимого имущества и не применяется к доходам, полученным от отчуждения следующих акций:
    • которые котируются на признанной фондовой бирже;
    • в случае реорганизации корпорации;
    • когда недвижимое имущество, с которого акции получили свою оценку (стоимость) является недвижимым имуществом, которое является объектом хозяйственной деятельности;
    • открытого акционерного общества;

и подобные проценты в фондах недвижимости.

Также данный пункт (п.4 ст.13 Протокола) не применяется к доходам, полученным от отчуждения акций, когда лицо, отчуждающее имущество, является:

  • зарегистрированным на признанной фондовой бирже;
  • открытым акционерным обществом;
  • пенсионным фондом, фондом страхования или подобным субъектом хозяйствования;

5) коренным образом изменится подход к налогообложению capital gains — доходов от отчуждения имущества (акции, инвестиционные сертификаты институтов совместного инвестирования, иные ценные бумаги, корпоративные права в форме, отличной от акций, т.д.) (п.6. ст.13 Протокола), а именно:

  • доходы от отчуждения любого имущества, иного, чем то имущество, о котором говорится в пунктах 1-5 ст.13 Протокола, облагаются налогом только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, которое отчуждает имущество, при условии, что такие доходы подлежат налогообложению в этом государстве. К слову, действующее налоговое законодательство Кипра не предусматривает налогообложение дохода в виде capital gains (за исключением дохода, полученного от продажи недвижимого имущества).

Вышеуказанные изменения должны будут вступить в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного сообщения о завершении каждой Стороной своих внутригосударственных процедур, выполнение которых необходимо для его вступления в силу. Кипрская Сторона ещё не ратифицировали данный Протокол, однако это ожидается до конца 2019 года, а обновлённая редакция Конвенции будет применяться к операциям, которые начнут реализовываться с 01.01.2020г.

Таким образом, сегодня от подписания Закона Президентом Украины зависит вступление в силу Протокола и, соответственно, внесение важных изменений в Конвенцию, которые за годы сотрудничества возникли в процессе переговоров между двумя странами. А пока советуем провести анализ корпоративных структур вместе со специалистами, в т.ч. инвестиционных фондов, чтобы не лишиться налоговых льгот после вступления в силу Протокола, а также конвенции MLI, которая с 1 декабря 2019г. начнёт действовать и в Украине.