MEINL BANK AG—австрийский оффшорный банк, учреждённый в Вене, история которого напоминает историю Римской империи: власть передаётся от отца к сыну, от Юлиуса Майнл І-го до Юлиуса Майнла V-го, с периодическими вос- и нисхождениями.
Так, Юлиус Майнл I-ый в далёком 1862 году открывает кофеобжарочную фабрику и бакалейную лавку в центре столицы Австрии. Сегодняшняя прибыль от ароматного дела составляет уже выше 180-ти миллионов Евро.
К 1901 году с именем «JULIUS MEINL» олицетворяется крупнейший продовольственный концерн Австро-Венгерской Монархии с 1200 филиалами и 63 фабриками.
В 1923 году Юлиус Майнл II-ой основывает «Общество взаимного кредита друзей и служащих АО Юлиус Майнл», которое принимало под % и управляло сберегательными вкладами в филиалах «Юлиуса Майнла».
Во время третьего рейха в 1943 году концерн был ликвидирован, однако, с 1956г. возобновляется деловая активность «Общества взаимного кредита», т.к. Юлиус Майнл III-ий основывает новое предприятие. В 1969 году приобретается банкирский дом– BANKHAUS BRUNNER & Co. KG. Спустя десять лет происходит обьединение «Общества взаимного кредита» и БАНКИРСКОГО ДОМА БРУННЕР & Ко. ОПК в Майнл Банк.
1983 года Юлиус Майнл V-ый становится руководителем Майнл Банка и преобразовывает его в Частный и Инвестиционный банк по англосаксонскому образцу, а через некоторое время МАЙНЛ БАНК меняет правовую форму существования на акционерное общество, и открывается инвестиционная компания JULIUS MEINL INVESTMENT с объявлением подписки на первые инвестиционные фонды Capitol 1, Capitol 2, Julius Meinl Investment и Wall Street Capital.
С 1999 года новой сферой деятельности банка становится управление долгового рынка капитала.
В третье тысячелетие банк вступает с программой онлайн-инвестиции.
В 2002 году акционерное общество “Meinl Success Finanz AG” основывается в качестве 100-% дочерней компании банка “Meinl Bank”, представляя собой австрийскую фирму ценных бумаг, которая предоставляет посреднические и консультационные услуги в сфере капиталовложений.
В нынешнем 2019 году происходит ребрендинг, и банк именуется Anglo Austrian AAB Bank AG (https://www.aab-bank.com/en/home).
Так, в декабре 2014 года было опубликовано резонансное расследование Forbes по фактам одной из наиболее распространенной схемы вывода денежных средств из Украины–размещение денег украинских банков, после получения ими соответствующего разрешения НБУ, на корреспондентских счетах в австрийских, швейцарских банках. Под залог этих средств банк выдавал кредиты третьим лицам на территории Европейского Союза или в Украине, после чего финансы (когда у украинского банка начинались финансовые проблемы и появлялась угроза введения временной администрации) списывались в счёт погашения обязательств третьих лиц, например, оффшорных компаний на Кипре, в Белизе, т.д., связанных с украинскими владельцами соответствующих банков. Согласно данным источников Forbes по такой процедуре были выведены сотни миллиардов гривен из ряда банков через Meinl Bank Aktiengesellschaft, а по данным Фонда гарантирования вкладов с корреспондентских счетов в Meinl Bank было незаконно выведено 385 млн. дол. США и 75 млн. Евро.
В этом алгоритме заметным является интересный факт, что на разных стадиях афёры принимали участие разные руководители одного банка: так, договора визировались одним главой правления банка, средства заводились при втором руководителе, а выводились при третьем. И каждый из них сообщал: то не подписывал контракт, лишь принимал оферту, то, что получил деньги на баланс, а на основании каких документов—не видел, не знал.
Такие финансовые афёры, безусловно, возможны, как минимум, при непрофессионализме и халатности при исполнении служебных обязанностей ответственными за контроль происходящего чиновниками, из-за грубого нарушения законов и интересов Украины со стороны Национального банка Украины, директоров-распорядителей Фонда гарантирования вкладов физических лиц, попустительства ряда должностных лиц: ГПУ, СБУ, МВД Украины, Государственной фискальной службы Украины, Государственной службы финансового мониторинга Украины.
Известно, что по корсчетам с Meinl Bank AG работали более 18-ти финучреждений Украины: Проминвестбанк, «Финансы и кредит», Интеграл Банк, УПБ, Южкомбанк, Экспобанк, VAB Bank, Финростбанк, АКБ «Хрещатик», «Национальные инвестиции», ДиамантБанк, «Кредит Днепр», «Киевская Русь», Терра Банк, Дельта Банк, Городской коммерческий банк, банк «Вернум», «Контракт», «Таврика» и «Платинум».
В борьбе с выводом денег из Украины в рамках данного скандала были задействованы представители Центра противодействия коррупции, украинской ГО, основанной в 2012г. и финансированной с 2013г. рядом международных доноров (Проекты международной технической помощи правительства США и Фонда Открытого Общества, Проект ЕС «МАТРА» посольства Нидерландов, Посольство Великобритании, Министерство иностранных дел Чешской Республики), которые подали заявление в прокуратуру Вены в отношении участия Meinl Bank в отмывании денег, украденных в Украине.
Также переговоры с австрийскими правоохранителями вели и чиновники Фонда гарантирования вкладов, правда, безуспешно.
Источник в Meinl Bank AG объяснил позицию банка следующим образом: «Государственные структуры могут комментировать нашу деятельность, и их комментарии легальны. Но мы ничего не можем об этом сказать, так как это касается наших клиентов, а разглашение информации о них нами – нелегально». Самого же владельца австрийского банка Юлиуса Майнла V-го успели обвинить в Австрии в финансовых махинациях, однако успели и освободить под залог в 100 млн. Евро, после чего банкир сбежал в Лондон, именуя себя «человеком, которого ненавидят в Австрии», и теперь судится с первым, описавшим каналы вывода денег из наших банков,— с Forbes, отрицая, что вообще работал в Украине.
Согласно информации Deutche Welle от февраля 2019г. австрийская прокуратура в рамках расследования отмывания средств украинских вкладчиков через Meinl Bank AG вышла на 30-ть лиц, среди которых есть, как минимум, один гражданин и одно юридическое лицо Украины. Аналогичное расследование продолжается в Лихтенштейне.
Одним из новых органов в правоохранительной системе Украины с апреля 2015г. является Национальное антикоррупционное бюро Украины, созданное фактически после революции «Гідності» для очистки власти от коррупции ради построения и развития успешного общества и процветающего государства, детективам которого в июле 2016 года Соломенский райсуд Киева разрешил временно получить доступ к документам Национального банка Украины по вышеуказанному расследуемому делу. А в 2018г. детективы НАБУ получили ряд новых документов от самого банка Meinl Bank Aktiengesellschaft в рамках уголовного производства о возможной растрате более чем 12-ти миллиардов гривен рефинансирования Национального банка Украины.
Однако стоит отметить, что не всё так легко и просто в работе данного органа, например: 27 июня 2019г. Хозяйственный суд г.Киева отказался удовлетворить иск Национального антикоррупционного бюро Украины к Дельта Банку и кипрской компании “Калума Холдингз Лимитед” (Kalouma Holdings Limited) в деле №910/30/19 о признании недействительным договора уступки права требования от 29.03.2013г. Так, детективы НАБУ осуществляли досудебное расследование в уголовном производстве №52016000000000119 от 27.04.2016г. по факту растраты рефинансирования Нацбанка путём предоставления Дельта Банком средств под залог для Meinl Bank Aktiengesellschaft по обязательствам компании Silisten Trading Limited и дальнейшего их перенаправления иным компаниям и частным лицам. 22.10.2012г. между Дельта Банком и Meinl Bank AG был заключён Договор залога и хранения, согласно которому Дельта Банк предоставил для Meinl Bank AG денежные средства, размещённые на корреспондентском счёте в Meinl Bank AG на сумму до 95 млн. дол. США в залог по обязательствам компании Silisten Tradings Limited, а 29.03.2013г. между Дельта Банком и Kalouma Holdings Limited, которая имела право требования к Дельта Банку на сумму 96 670 000 дол. США, был заключён Договор уступки права требования, являющегося предметом иска в этом судебном деле. Далее всё по схеме: 19.01.2015г. со счёта Дельта Банка в Meinl Bank AG были списаны средства в размере 87 300 000 дол. США (учитывая невыполнение компанией Silisten Trading Limited своих долговых обязательств перед Meinl Bank AG) и в этот же день вступил в силу Договор уступки права требования (от 29.03.2013г.), и Kalouma Holdings Limited потеряла право требования к Дельта Банку на такую же сумму по этому договору о привлечении субординированного долга. Взамен Kalouma Holdings Limited получила право требования к компании Silisten Trading Limited.
В ходе судебного процесса НАБУ же высказывало мнение, что Договор уступки права требования от 29.03.2013 противоречит нормам ст.ст. 509, 510, 1046 Гражданского кодекса Украины, а также пункта 3.9 Инструкции НБУ №368.
При этом обосновывая своё право на обращение в суд, НАБУ ссылалось на п. 13 ч.1 ст. 17 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», согласно которому для бюро и его работников для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право при наличии оснований, предусмотренных законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины, но Хозяйственный суд г.Киева констатировал, что 05.06.2019г. Конституционный суд Украины решением по делу № 4-р (II)/2019 (жалоба “Запорожского завода ферросплавов” Игоря Коломойского) признал неконституционным п.13 ч.1 ст.17 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро», которое вступило в силу в день его провозглашения. Таким образом, у истца (НАБУ) отсутствовали основания для обращения в суд по данному спору.
Кроме того, суд констатировал, что “считает недоказанными основания обращения истца с иском в суд, так как истцом не доказано надлежащими и допустимыми доказательствами, что данный иск направлен на защиту интересов государства и общества от причинения вреда в результате заключения между сторонами оспариваемой сделки, в том числе угрозы причинения вреда и нарушения прав и интересов государства и общества “.
Как видим, с первой публикации скандального банковского дела прошло уже почти 5 лет, а «воз и ныне там»: австрийский банк сменил имя, однако пока продолжает работать без особых неприятных последствий, кроме шума вокруг него, НБУ также не понёс ответственности, а миллионные вклады украинцев безвозвратно утеряны для них. Дабы пресечь банковские афёры в будущем и начать возрождать экономику вполне достаточно принять опыт Италии в борьбе с «Коза Ностра», создав большую оперативно-следственную группу без назначения тех, кто ранее принимал участие в коррупционных схемах, или без тех, кто за несколько лет при разграблении большого количества банков Украины не смог объявить и десятка подозрений.
В данной ситуации пострадала и репутация самого банка. В Украине банк попал в своё время в список банков, предоставляющих подозрительные финансовые операции, и платежи с/в Украину были заморожены.