12.07.2019

Справедливое налогообложение в ЕС: с 1 июля 2019г. действует новая система разрешения налоговых споров между государствами-членами

Справедливое налогообложение в ЕС

Новые правила ЕС по разрешению налоговых споров между государствами-членами предусмотрены принятой 10 октября 2017г. Директивой ЕС (COUNCIL DIRECTIVE 2017/1852 on tax dispute resolution mechanisms in the European Union/Директива) и вступили в силу 01.07.2019г.

Новая Директива применяется к жалобам, поданным с 1 июля 2019 года, касающимся спорных вопросов в отношении доходов или капитала, заработанного в налоговом году, начинающемся 1 января 2018 года или после этой даты. Компетентные органы также могут согласиться применять Директиву к любой жалобе, представленной до этого дня или до более ранних налоговых периодов.

01 июля 2019г. на заседании Европейской Комиссии в Брюсселе Комиссар по экономическим и финансовым вопросам, налогообложению и таможне Пьер Московичи сказал: «Справедливая и эффективная налоговая система в ЕС должна также обеспечить, чтобы один и тот же доход не облагался налогом дважды в двух разных государствах-членах. Когда это произойдёт, проблема должна быть решена быстро и эффективно. С сегодняшнего дня разрешение налоговых споров станет намного проще. Компании, в частности малые предприятия, и частные лица, которые могут испытывать проблемы с движением денежных средств в результате двойного налогообложения, увидят, что их права значительно укрепятся. Теперь они могут быть более уверены, что их налоговые вопросы будут решаться соответствующими судебными органами в приемлемые и предсказуемые сроки, а не затягиваться годами».

Цели нового механизма разрешения налоговых споров:

-исключение серьёзного препятствия для бизнеса и частных лиц в сфере налоговых споров, которое создаёт неопределённость, ненужные расходы и проблемы с движением денежных средств между странами;

-обеспечение более быстрого и эффективного разрешения налоговых споров между государствами-членами, облегчая жизнь и предлагая гораздо большую юридическую определённость для предприятий и частных лиц, испытывающих проблемы, в первую очередь, двойного налогообложения, что одновременно создаст более благоприятную среду для инвестиций в ЕС;

-обеспечение прозрачности в налоговых спорах в ЕС.

Для достижения этих целей Директива предусматривает следующие основные аспекты:

-сфера действия в соответствии со ст. 1 Директивы распространяется на все налоговые споры между государствами-членами, которые вытекают из налоговых договоров и других международных соглашений, конвенций, предусматривающих устранение двойного налогообложения для предприятий и граждан (ранее сфера действия была ограничена вопросами, связанными с трансфертным ценообразованием и постоянным представительством);

государства-члены ЕС имеют правовое обязательство принимать окончательные и подлежащие исполнению решения в рамках усовершенствованного механизма разрешения споров. Так, налогоплательщики, столкнувшиеся со спорами по налоговым соглашениям, могут инициировать процедуру, в соответствии с которой соответствующие государства-члены должны попытаться разрешить спор мирно в течение двух лет (ст. 4 Директивы):

  • если в конце этого периода не было найдено никакого решения, государства-члены должны создать Консультативную комиссию из 3-х независимых членов и представителей соответствующих компетентных органов для арбитража. В соответствии с новым сводом правил Консультативная комиссия обязуется в течение 6 месяцев вынести окончательное и обязательное решение, которое подлежит немедленному исполнению.
    Если они не выполнят своего обязательства, налогоплательщик может подать иск в национальный суд для разрешения спора;
  • если компетентные органы государств-членов достигли соглашения о том, как разрешить спорный вопрос в течение 2-х лет, компетентный орган каждого из соответствующих государств-членов незамедлительно уведомляет об этом соглашении затрагиваемое (пострадавшее) лицо/affected person (любое лицо, включая физическое лицо, которое является резидентом государства-члена для целей налогообложения и на налогообложение которого непосредственно влияет спорный вопрос). Такое решение является обязательным для органа и подлежит исполнению при условии, что affected person принимает решение и отказывается от права на любое другое средство правовой защиты, где это применимо. Если разбирательство в отношении таких других средств правовой защиты уже началось, решение становится обязательным и подлежит исполнению только после того, как пострадавшее лицо представило компетентным органам соответствующих государств-членов доказательства того, что были приняты меры для прекращения такого разбирательства. Такие доказательства должны быть предоставлены не позднее, чем через 60 дней с даты уведомления о таком решении пострадавшего лица. Затем решение должно быть выполнено без промедления, независимо от каких-либо временных ограничений, установленных национальным законодательством соответствующих государств-членов;

фиксация принципа прозрачности (transparency requirements) в ст. 18 Директивы: государства-члены обязаны уведомить налогоплательщиков об окончательном решении и опубликовать полное окончательное решение (при условии согласия каждого из затрагиваемых лиц) или его тезисы, которые должны содержать описание проблемы и предмета, дату, налоговые периоды, правовую основу, отраслевой сектор и краткое описание итогового результата, а также описание используемого метода арбитража.

Сам алгоритм подачи и рассмотрения жалобы (сomplaint) прописан в ст. 3 Директивы и содержит следующие основные положения:

1) любое пострадавшее лицо имеет право подать жалобу на вопрос в споре с каждым из компетентных органов каждой из соответствующих государств-членов, с просьбой его разрешения. Жалоба должна быть подана в течение 3-х лет с момента получения первого уведомления о действиях, в результате которых возник спорный вопрос. Такая жалоба должна одновременно подаваться с той же информацией в каждый компетентный орган и содержать информацию о том, какие другие государства-члены участвуют в вопросе. Пострадавший должен обеспечить, чтобы каждое заинтересованное государство-член получило её по крайней мере на одном из следующих языков: один из официальных языков этого государства-члена в соответствии с национальным законодательством или же любой другой язык, который такое государство-член принимает для этой цели;

2) каждый компетентный орган должен подтвердить получение жалобы в течение 2-х месяцев с момента получения жалобы и проинформировать компетентные органы других заинтересованных государств-членов о её получении;

3) жалоба принимается только в том случае, если она содержит следующую информацию:

-имя (имена), адрес(а), налоговый идентификационный номер(а) и любую другую информацию, необходимую для идентификации затронутого лица (лиц), которые подали жалобу в компетентные органы и любое другое заинтересованное лицо;
-соответствующие налоговые периоды;
-сведения о соответствующих фактах и ​​обстоятельствах дела (в том числе сведения о структуре транзакции и отношениях между затрагиваемым лицом и другими сторонами соответствующих транзакций, а также любые факты, добросовестно определённые во взаимно обязывающем соглашении между затрагиваемым лицом и налоговой администрацией, где это применимо) и, более конкретно, характер и дата действий, вызывающих спорный вопрос (включая, где это применимо, сведения о том же доходе, полученном в другом государстве-члене, и о включении такого дохода в облагаемом налогом доходе в другом государстве-члене, а также подробную информацию о начисленном или взимаемом налоге в отношении такого дохода в другом государстве-члене), а также соответствующие суммы в валютах соответствующих государств-членов, с копией любых подтверждающих документов;

-ссылка на применимые национальные правила и на соглашение или конвенцию, упомянутую в ст. 1 Директивы;

следующую информацию вместе с копиями любых подтверждающих документов:
– объяснение того, почему пострадавшее лицо считает, что существует спорный вопрос;
детали любых обращений и судебных разбирательств, инициированных пострадавшим лицом в отношении соответствующих сделок и любых судебных решений, касающихся вопроса в споре;

– обязательство пострадавшего лица максимально полно и быстро реагировать на все соответствующие запросы, сделанные компетентным органом, и предоставлять любую документацию по запросу компетентных органов;

– копия окончательного решения налоговой оценки в форме окончательного уведомления налоговой оценки, отчёта налогового аудита или иного эквивалентного документа, ведущего к этому вопросу в споре и копии любых других документов, выданных налоговыми органами в отношении вопроса в споре, где уместно;

– информацию о любой жалобе, поданной затрагиваемым лицом в соответствии с другой процедурой взаимного соглашения или в соответствии с другой процедурой разрешения споров, как определено в п.5 ст. 16 Директивы;

– любая конкретная дополнительная информация, запрашиваемая компетентными органами, которая считается необходимой для проведения предметного рассмотрения конкретного случая.

Директива предусматривает, что к 30 июня 2024 года Еврокомиссия должна будет оценить её выполнение и представить отчёт, который, если это будет необходимо по итогам оценки, должен сопровождаться законодательным предложением.

Выводы и прогнозы

Таким образом, новые положения долгожданной общеевропейской системы по разрешению налоговых споров (в частности, такие как: более широкий круг дел, подлежащий рассмотрению; наличие чётких сроков для принятия обязательного решения; обращение налогоплательщиков в национальные суды для разблокирования процедур) позволят гражданам и компаниям решать свои налоговые споры своевременно, и, в свою очередь, принимать более уверенные бизнес-решения.

Однозначно, международные компании должны приветствовать Директиву от 10 октября 2017г., как новый виток улучшения механизма разрешения налоговых споров в рамках ЕС, ведь отныне транснациональные компании могут получить доступ к разрешению споров, связанных с налоговыми соглашениями.

Также, эти изменения в Европе начали работать вместе с минимальными стандартами, согласованными в рамках Плана действий ОЭСР BEPS (action 14: minimum standard, best practicies and monitoring process), для повышения эффективности и своевременности процедур достижения взаимной договорённости по налоговым соглашениям. И Директива, вероятно, будет иметь важное значение после Плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения в среде, где количество налоговых споров, скорее всего, будет увеличиваться по мере того, как налоговые органы начнут активную и целенаправленную практику проведения аудита при совершении трансграничных операций.

Также читайте:
Открытие счета в иностранном банке

Актуальные новости международного бизнеса:
В нашем Телеграм-канале – Offshore news Today

QR Контакты
Будьте в курсе наших новостей
Подпишитесь на нашу рассылку