03.12.2019

Трастовый сектор Швейцарии—переходный период до 01.01.2022г. от нерегулируемого к регулируемому

Трастовый сектор Швейцарии—переходный период до 01.01.2022г. от нерегулируемого к регулируемому

Берн, 06.11.2019г. — Федеральным советом Швейцарии было принято окончательные версии Закона о финансовых услугах (FinSA) и Закона о финансовых учреждениях (FinIA), что знаменует начало новой эры для trustees (попечителей, доверителей и т.п.), действующих на территории Швейцарии, что приведёт к «глубоким изменениям в отрасли». Данные нормативные акты, являясь частью новой архитектуры финансового рынка страны, направлены на создание единых конкурентных условий для финансовых посредников и улучшение защиты клиентов.

FinSA содержит правила предоставления финансовых услуг и распределения финансовых инструментов; также клиентам станет легче отстаивать свои правовые требования.

FinIA устанавливает условия авторизации и организационные требования для финансовых учреждений, подлежащих пруденциальному (официальному) надзору (для портфельных управляющих, управляющих коллективными активами, управляющих фондами компании и фирм по ценным бумагам).

Оба законопроекта Парламент Швейцарии принял при окончательном голосовании ещё 15 июня 2018 года, а 1 января 2020 года система регулирования для трастового сектора вступит в силу.

Для справки:

В ноябре 2015 года Федеральный совет Швейцарии опубликовал первый проект Федерального закона о финансовых учреждениях в ответ на финансовый кризис 2008 года и с целью согласования нормативной базы Швейцарии по финансовым услугам с международными стандартами (MiFID I/II: The Markets and Financial Directives).

При нынешнем режиме попечители (в качестве финансовых посредников) контролируются только в отношении соблюдения обязательств по борьбе с отмыванием денег. Закон о борьбе с отмыванием денег обязывает финансовых посредников — включая попечителей — присоединиться к признанным саморегулируемым организациям или подчиняться прямому надзору FINMA, которая контролирует соблюдение доверенными лицами обязательств по борьбе с отмыванием денег.

Сообщается, что первоначальные предложения по регулированию деятельности доверительных управляющих вызвали некоторое беспокойство, поскольку многие специалисты по трастам опасались, что специфические особенности доверительных отношений не будут полностью поняты швейцарским законодательным органом и, следовательно, не будут учтены в новой нормативно-правовой базе. В самом начале казалось, что попечители просто рассматривались, как один из типов управляющих активами.

Тем не менее, три года отстаивания интересов привели к значительным улучшениям в законодательных актах, в частности, касательно:

  • освобождения от лицензирования для частных трастовых компаний;
  • создания исключения, охватывающего различные типы односемейных офисных структур (такие управляющие активами, как лица, которые управляют исключительно активами физических или юридических лиц, с которыми они имеют семейные или экономические связи, а также лица, управляющие активами в соответствии со специально регламентированным мандатом (таким как опека или завещательное исполнение), в принципе не подпадают под действие FinIA);
  • требований к образовательному и профессиональному опыту, применяемых к членам высшего руководства трастовой компании. Они адаптированы с учётом отраслевых стандартов ЕС;
  • признания того, что доверенные лица не предоставляют финуслуги и не должны действовать по указаниям клиента.

Федеральный закон о финансовых учреждениях определяет попечителя как: лицо, которое на профессиональной основе управляет или распоряжается отдельным фондом в пользу бенефициара или для определённой цели на основе документа, создающего траст в рамках значения Гаагской конвенции от 1 июля 1985 года о праве, применимом к трастам.

В соответствии с федеральным законом о финансовых услугах любая деятельность, которая направлена ​​на конкретных инвесторов и в конечном итоге направлена ​​на покупку или продажу финансовых инструментов, представляет собой финансовую услугу в рамках FinSA.

Двухлетний переходный этап предоставляется попечителям для соблюдения ими принятых правил, в т.ч. касающихся классификации, поведения и организации клиентов, а также требований, касающихся KID (ключевого информационного документа) и, с другой стороны, предоставляет время Швейцарскому органу по надзору за финансовым рынком (FINMA) создавать специальные органы по надзору за деятельностью, осуществляемой лицензированными попечителями и управляющими портфелями. FINMA уже начала работу над формированием руководящих принципов, которые органы по надзору должны будут применять, в частности, в отношении классификации рисков для организаций, которые вскоре получат новый вид лицензии в Швейцарии. Несколько отраслевых экспертов были вовлечены на раннем этапе в структурирование и установление процессов будущих надзорных организаций, а также в обсуждениях с FINMA. Поэтому эти новые органы должны быть хорошо оснащены для решения стоящих перед ними задач.

Как швейцарские trustees, так и иностранные, присутствующие в Швейцарии, должны будут подать заявление на получение лицензии до 01 января 2022г. Режим безысходно введёт дополнительные расходы на соблюдение требований для доверенных лиц, поэтому прогнозируется, что в результате правового регулирования некоторые участники финансового рынка исчезнут, а иные появятся путём объединения своих усилий с целью достижения критического размера, позволяющего им покрыть свои расходы.

Таким образом, новые законы коренным образом изменят существующую нормативно-правовую базу финансовых услуг и создадут новый надзорный режим, регулирующий все финансовые учреждения. После вступления в силу данных актов и в соответствии с новым режимом FINMA будет
уполномочена:

  • назначать штрафы во время исполнительного производства;
  • прекращать действие лицензий.

Тем не менее, FINMA не будет нести ответственность за ежедневный надзор за регулируемыми попечителями — это будет поручено уполномоченным надзорным органам, а также FINMA прекратит свой непосредственный надзор за финансовыми посредниками для регулирования соблюдения правил борьбы с отмыванием денег.