Вольфсбергские принципы — это всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе
Полагаем, что данные рекомендации могут оказаться полезными для отношений в рамках частного банковского сектора. Рекомендации для других рыночных секторов могут отличаться. Очевидно, что разработка политики и процедур по выполнению данных рекомендаций должна вестись руководством банков.
Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. Банк будет стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность.Основная ответственность за это лежит на служащем банка, отвечающем за работу с этим клиентом. Простое соблюдение внутренних процедур проверки не освобождает банковского служащего от основной ответственности.
Банк должен ответственно подойти к проверке личности своих клиентов и бенефициаров и работать с клиентами только в том случае, если проверка проведена полностью.
Физические лица: идентификация физических лиц будет производиться путем рассмотрения официальных документов, удостоверяющих личность, или иных подтверждающих свидетельств, соответствующих обстоятельствам.
Корпоративные клиенты, товарищества, фонды: будут идентифицироваться путем получения документального свидетельства об их надлежащей организации и существовании.
Трасты: будут идентифицироваться путем получения соответствующего свидетельства об их создании, деятельности и личности доверительных управляющих.
Все документы, представляемые банку, должны быть действительными.
Необходимо установление бенефициаров по каждому счету. Надлежит тщательно идентифицировать всех основных бенефициаров в соответствии со следующими принципами:
Физические лица: если счет открыт на имя определенного лица, банковский служащий обязан удостовериться, что лицо действует от своего имени. Если появляются сомнения, банк должен установить, в каком качестве и от чьего имени действует держатель счета.
Юридические лица: если клиентом является компания, например, частная инвестиционная компания, служащий банка должен уяснить ее структуру в достаточной мере, чтобы определить происхождение денежных средств, основных владельцев или владельца акционерного капитала, лиц, осуществляющих контроль за движением средств, например, директоров, и лиц, имеющих право давать указания директорам. Что касается прочих акционеров, служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка. Данный принцип применим вне зависимости от того, являются ли доли акционерного капитала именными или на предъявителя.
Трасты: в случае, если клиентом является доверенный управляющий, служащий банка должен уяснить структуру траста в такой мере, чтобы определить происхождение денежных средств, лиц, контролирующих движение фондов, а также определить лиц или учреждения, наделенные полномочиями смещать доверенных управляющих. Служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка.
Неакционированные общества: изложенные выше принципы применяются и к неакционированным обществам.
Служащий банка должен проверить посредника должным образом и установить, что посредник также осведомлен о личности своих клиентов или имеет закрепленное обязательство проводить проверку клиентов в форме, удовлетворяющей банк.
В случае, если клиент предоставляет другим лицам право распоряжаться своим счетом на основании доверенности или наделяет других лиц правом подписи, как правило, достаточно провести проверку самого клиента.
При обслуживании разовых клиентов и предоставлении электронных банковских услуг банк определяет, следует ли перед открытием счета проводить более углубленную проверку.
Важно осуществлять сбор и систематизацию информации по следующим категориям:
Если перечисленных мер недостаточно для должной проверки клиента (например, в случае отсутствия положительно характеризующей клиента и достоверной информации), перед открытием счета необходима личная встреча с клиентом.
Необходимо требование, чтобы решение об открытии новых счетов и установлении отношений с новыми клиентами принималось по меньшей мере еще одним сотрудником, помимо служащего банка, работающего с клиентом.
Номерные или кодированные счета могут быть открыты только в том случае, если банк установил личность клиента и бенефициарного владельца счета.
Банк будет проявлять повышенное внимание к клиентам и бенефициарам, являющимся резидентами и получающим средства из стран, о которых из достоверных источников известно,что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием капиталов или являются странами с повышенным уровнем преступности и коррупции.
Риски, связанные с работой с юридическими лицами, созданными в офшорных зонах, минимизируются путем соблюдения процедур, изложенных в настоящих Директивах.
Клиенты и бенефициары, источниками средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег, должны проверяться с особой тщательностью.
Лица, занимающие или занимавшие должности, предполагавшие общественное доверие, например, правительственные чиновники, старшие должностные лица государственных компаний, политики, видные деятели политических партий и т.д., члены их семей, близкие к ним лица должны проверяться с особой тщательностью.
Банковский служащий несет ответственность за обновление информации о клиентах по определенной схеме и/или при серьезных изменениях в положении клиента. Контрольные органы банка или независимые аудиторы будут регулярно анализировать определенный объем информации о клиенте, чтобы информация была достоверной и полной. Частота проверок зависит от объема, сложности и рискованности работы с клиентом.
Банк должен разработать документ о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента. Документ должен определить, что считается необычной или подозрительной деятельностью, и содержать конкретные примеры.
Необычная или подозрительная деятельность может включать:
Необычная или подозрительная деятельность может быть выявлена путем:
Служащий банка, руководство банка и/или служба контроля должны осуществлять анализ обстоятельств любых необычных или подозрительных действий. В случае, если рационального объяснения найти не удастся, могут быть приняты следующие решения:
Информирование властей производится службой контроля, и старшие должностные лица банка могут быть проинформированы об этом (например, руководитель службы комплаенс-контроля, руководитель подразделения, старший аудитор, Совет директоров). В соответствии с требованиями национального законодательства и нормативных документов денежные средства могут быть заблокированы, и операции по счету совершаются только с согласия службы контроля.
Банк должен применять специальную программу мониторинга операций. Основная ответственность за осуществление мониторинга за движением средств по счетам клиентов лежит на персонале банка. Служащий банка должен быть осведомлен о крупных операциях клиента, частых переводах средств на счете и понимать суть необычных или подозрительных сделок (п. 4.1). Банк самостоятельно принимает решение об использовании для этих целей автоматизированных систем либо других средств.
Контроль должен осуществляться на основании документа, определяющего стандартные меры, предпринимаемые на различных «уровнях контроля» (служащий банка, независимое подразделение банка, служба комплаенс-контроля, служба внутреннего аудита). Документ должен указывать временные рамки, степень контроля, вопросы, требующие контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и т.д.
Должен быть установлен регулярный порядок информирования руководства по вопросам отмывания денег (например, количество сообщений, направленных в соответствующие государственные органы, способы мониторинга, изменения в законодательной и нормативной базе, количество и тематика учебных мероприятий для служащих банка).
Банк должен составить программу по обучению персонала, работающего с клиентами, и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращения отмывания денег. Следует проводить регулярные (например, раз в год) учебные мероприятия, в том числе по вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной или подозрительной деятельности. Сотрудников банка необходимо также информировать об изменениях в законодательной и нормативной базе, регулирующей вопросы противодействия отмыванию денег. Все вновь принятые сотрудники должны быть ознакомлены с процедурами по предотвращению отмывания капиталов.
Банк должен определить стандарты по хранению документов, касающихся противодействия отмыванию денег. Такие документы следует хранить как минимум пять лет.
Банк должен установить исключения и случаи отклонения от обычной практики, которые требуют дополнительной оценки рисков и заключения независимого подразделения.
Банк создаст и соответствующим образом укомплектует независимое подразделение, которое будет отвечать за предотвращение отмывания денег (например, служба комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, юридическая служба).