Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма способствует глобальной безопасности, целостности финансовой системы и устойчивому экономическому росту. Принятые нормативные документы Европейского Союза по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма призваны предотвратить злоупотребление финансовым рынком в этих целях.
-повышение прозрачности путём создания общедоступных реестров компаний, трастов и других правовых механизмов;
-расширение полномочий подразделений финансовой разведки ЕС и предоставление им доступа к широкой информации для выполнения их задач;
-ограничение анонимности в отношении виртуальных валют, а также для карт с предоплатой;
-расширение критериев оценки третьих стран, подверженных высокому риску, и улучшение гарантии для финансовых операций в такие страны и из них;
-создание реестров счетов или системы поиска в центральном банке во всех государствах-членах;
-улучшение сотрудничества и обмена информацией между надзорными органами по борьбе с отмыванием денег, а также между ними и пруденциальными надзорными органами и Европейским центральным банком.
При этом Европейская Комиссия систематически проводит оценку рисков с целью выявления и реагирования на риски, в т.ч. новые, влияющие на внутренний рынок ЕС, что способствует принятию глобальных решений для реагирования на эти угрозы на международном уровне. К примеру, после раскрытия нескольких громких случаев отмывания денег в 2018 году Комиссия учредила в мае 2018 года совместную рабочую группу вместе с Европейскими надзорными органами и Европейским центральным банком. На основе рекомендаций рабочей группы в сентябре 2018 года Комиссия выпустила Сообщение об укреплении системы противодействия отмыванию денег и пруденциальных норм и о новых правилах для усиления роли Европейского банковского управления.
А 24 июля 2019 года в Брюсселе Европейская комиссия выпустила новое Сообщение (Communication) и приняла четыре отчёта (reports) для Европейского Парламента, которые помогут европейским и национальным органам власти эффективнее справляться с рисками отмывания денег и финансирования терроризма, а именно:
1) Отчёт о наднациональной оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, влияющих на ЕС;
2) Отчёт об оценке рамок сотрудничества подразделений финансовой разведки (ПФР) с третьими странами, а также об оценке препятствий и возможностей для расширения сотрудничества между подразделениями финансовой разведки в рамках ЕС;
3) Отчёт об оценке условий и технических специфик и процедур для обеспечения безопасного и эффективного объединения реестров счетов центрального банка и системы поиска данных;
4) Отчёт об оценке недавних предполагаемых случаев отмывания денег с участием кредитных организаций ЕС.
В докладах подчёркивается необходимость их полного воплощения, при этом в них же указывается, что ряд структурных недостатков в реализации правил Союза по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма всё ещё необходимо устранить.
Франс Тиммерманс (Frans Timmermans), первый заместитель председателя и европейский комиссар по межведомственным отношениям и верховенству права в комиссии Юнкера с 1 ноября 2014 года, сказал: «Мы должны закрыть все возможности для преступников и террористов злоупотреблять нашей финансовой системой и угрожать безопасности европейцев. Существуют некоторые очень конкретные улучшения, которые можно быстро осуществить на оперативном уровне. Комиссия будет продолжать оказывать поддержку государствам-членам в этом, в то же время, размышляя над тем, как решать остающиеся структурные проблемы».
Вера Юрова, комиссар по вопросам юстиции, потребителей и гендерного равенства, сообщила: «У нас строгие правила борьбы с отмыванием денег на уровне ЕС, но нам нужно, чтобы все государства-члены применяли эти правила на местах. Мы не хотим видеть слабую связь в ЕС. Недавние скандалы показали, что государства-члены должны относиться к этому вопросу со всей строгостью и в срочном порядке».
1) Отчёт о наднациональной оценке рисков является инструментом, который помогает государствам-членам выявлять и устранять риски отмывания денег и финансирования терроризма. Он принимается Комиссией каждые два года, начиная с 2017 года.
В докладе показано, что большинство рекомендаций первой наднациональной оценки риска были выполнены различными участниками, однако некоторые уязвимости остаются, особенно в отношении анонимных продуктов, идентификации бенефициарных владельцев и новых нерегулируемых продуктов, таких как виртуальные активы. В докладе также напоминается, что государства-члены всё ещё должны полностью реализовать 4-ю Директиву по борьбе с отмыванием денег. Комиссия призывает государства-членов полностью выполнить данную директиву и следовать рекомендациям этого Отчёта, что улучшит сотрудничество между надзорными органами, повысит информированность между обязанными субъектами и даст дальнейшие возможности по идентификации бенефициарного права.
В данном Отчёте выделены основные риски в секторах, охватываемых наднациональной оценкой рисков:
– денежные средства и подобные им активы:
Выводы правоохранительных органов показывают, что, хотя наличные деньги не пользуются популярностью у потребителей, они остаются предпочтительным инструментом отмывания денег преступниками, поскольку последние могут использовать наличные для быстрой пересылки средств из одного места в другое, в том числе при воздушном транзите. Преступники, которые накапливают денежные поступления, стремятся переместить их в места, где их легче интегрировать в легальную экономику, то есть в те, которые характеризуются преимущественным использованием наличных денежных средств, слабым контролем финансовой системы и строгими правилами банковской тайны. 4-я Директива по борьбе с отмыванием денег распространяется на торговцев товарами, которые делают или получают платежи наличными в размере 10 000 евро или более.
Государства-члены, при этом, могут принять более низкие пороги, дополнительные общие ограничения на использование денежных средств и более строгие положения. Пересмотренное Положение о контроле за денежными средствами, которое планируется применяться с 3 июня 2021 года, расширяет обязательство любого пассажира, въезжающего или выезжающего из ЕС и перевозящего наличные на сумму до 10 000 евро или более, заявить об этом таможенным органам. Он также расширяет определение денежных средств и охватывает не только банкноты, но и другие инструменты или высоколиквидные товары, такие как чеки, дорожные чеки, карты и золото.
Активы с аналогичными свойствами по отношению к наличным деньгам (например, золото, бриллианты) или дорогостоящие «товары для жизни» (например, культурные артефакты, автомобили, ювелирные изделия, часы) также подвергаются высокому риску из-за слабого контроля. Особая обеспокоенность была выражена в отношении разграбления и незаконного оборота древностей и других артефактов. В связи с этим недавно принятый Регламент об импорте культурных ценностей дополняет существующую правовую базу ЕС по их торговле, которая до сих пор включала только законодательство, касающееся экспорта культурных товаров и возвращения культурных ценностей, незаконно вывезенных с территорий стран ЕС;
– финансовый сектор:
некоторые финансовые подсекторы или продукты, которые имеют дело с наличными (например, обменные пункты, переводы средств и некоторые продукты электронных денег), всё ещё представляют значительные риски отмывания денег, особенно в случае недобросовестного поведения со стороны третьих лиц, которые действуют в своих каналах доставки в качестве агентов или дистрибьюторов.
Использование новых технологий (FinTech), которые обеспечивают быстрые и анонимные транзакции, принося значительные выгоды, могут представлять более высокий риск, если надлежащая проверка клиентов и мониторинг транзакций не будут эффективно проводиться по всему каналу доставки.
Хотя положения 5-й Директивы по борьбе с отмыванием денег, касающиеся провайдеров виртуальных валют, являются первым регулирующим шагом, всё более широкое использование таких инструментов сопряжено с повышенными рисками, и дополнительные меры регулирования могут потребоваться уже в ближайшие годы;
– нефинансовый сектор и продукты (нефинансовые предприятия и профессии):
производители, дистрибьюторы, юристы и другие нефинансовые учреждения всё чаще привлекают внимание потенциальных клиентов, связанных с отмыванием денег. Одно исследование показывает, что 20–30% всех доходов от преступной деятельности отмываются в нефинансовом секторе.
Таким образом, подверженность данного сектора рискам в целом считается значительной или очень значительной;
– сектор азартных игр:
некоторые игровые продукты считаются подверженными риску отмывания денег. В случае наземных ставок и покера это происходит из-за неэффективного контроля. Для азартных игр онлайн существует высокий риск из-за очень большого количества потоков транзакций и отсутствия непосредственного взаимодействия.
Лотереи и игровые автоматы (вне казино) представляют умеренный уровень риска отмывания денег/финансирования терроризма из-за относительно низких ставок и выигрышей;
– сбор и перечисление средств через некоммерческие организации;
– новые продукты/сектора:
А) профессиональный футбол: риски, связанные со спортом, давно признаны на уровне ЕС.
Профессиональный футбол, являясь популярным видом спорта, также представляет собою глобальную индустрию со значительным экономическим влиянием. Сложная организация профессионального футбола и отсутствие прозрачности создали благоприятную почву для использования незаконных ресурсов.
В спорт вкладываются сомнительные суммы денег без явного или объяснимого финансового дохода и соответствующего отчёта;
Б) свободные порты, которые являются частью таможенной территории ЕС. В целом свободные порты законны, но должны соблюдать правила государственной помощи ЕС и Кодекса поведения по налогообложению бизнеса.
Подобные зоны свободной торговли могут представлять риск в отношении
контрафакции, поскольку они позволяют мошенникам вывозить грузы, приспосабливать или иным образом изменять, в т.ч. портить грузы или связанные с ними документы, а затем реэкспортировать товары без таможенного вмешательства и, таким образом, скрывать характер и первоначального поставщика товаров;
В) схемы гражданства и проживания инвесторов («золотые паспорта/визы»): в последние годы наблюдается растущая тенденция в схемах, с помощью которых страны привлекают инвестиции, предоставляя инвесторам гражданство или право на жительство. Были высказаны опасения по поводу неотъемлемых рисков в отношении безопасности, отмывания денег, уклонения от уплаты налогов и коррупции, и в январе 2019 года Комиссия опубликовала отчёт о национальных схемах предоставления гражданства Союза инвесторам, после чего Комиссия создала группу экспертов из государств-членов, в задачу которой входит рассмотрение рисков, возникающих в связи со схемами гражданства и проживания инвесторов, и решение вопросов прозрачности; этот вопрос мы также обсуждали ранее.
2) Отчёт об оценке рамок сотрудничества подразделений финансовой разведки (ПФР) с третьими странами демонстрирует необходимость укрепления сотрудничества между подразделениями финансовой разведки (ПФР), которые играют ключевую роль в выявлении рисков отмывания денег в каждой стране. Комиссия определила следующие вопросы:
• Доступ ПФР к информации: из-за своего различного статуса, полномочий и организации некоторые ПФР не могут получить доступ к соответствующей информации (финансовой, административной и правоохранительной) и обмениваться ею;
• Обмен информацией между ПФР остаётся недостаточным и часто происходит слишком медленно;
• IТ-инструменты: ПФР также иногда не имеют надлежащих ІТ-инструментов для эффективного импорта и экспорта информации в/из FIU.net;
• Ограниченная сфера действия платформы ПФР-ЕС, которая не может выпускать юридически обязательные шаблоны, руководства и стандарты.
В Отчёте предлагаются некоторые конкретные изменения, такие как новый механизм поддержки, который будет способствовать дальнейшему улучшению сотрудничества между подразделениями финансовой разведки по всему ЕС. Также отмечается, что крайне важно, чтобы:
– частный сектор выполнял своё юридическое обязательство сообщать о подозрительных операциях и получать в ответ поддержку и помощь соответствующих органов власти в этом;
– ПФР, учитывая трансграничный характер многих сделок, сотрудничали друг с другом и с компетентными органами, включая правоохранительные органы, а также налоговые и таможенные органы и Европейское бюро по борьбе с мошенничеством, более значимым и эффективным образом;
– осуществлялось сотрудничество ПФР государств-членов ЕС с ПФР третьих стран для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма на глобальном уровне и для соблюдения международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
3) Отчёт об оценке взаимодействия реестров счетов центрального банка и системы поиска данных содержит ряд элементов, которые необходимо рассмотреть для возможного объединения реестров счетов банков и систем поиска данных и показывает, что взаимосвязь
этих централизованных механизмов технически осуществима–Комиссия предполагает, что такая система могла бы быть децентрализованной системой с общей платформой на уровне ЕС. Может использоваться технология, уже разработанная Европейской Комиссией в контексте различных иных анализируемых моделей.
Для достижения взаимосвязи потребуются законодательные меры после консультаций с правительствами государств-членов, подразделениями финансовой разведки, правоохранительными органами и отделами по возвращению активов. Очевидным является то, что текущая степень интеграции банковского рынка потребует дальнейшей работы над трансграничными аспектами системы борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма, и Комиссия будет продолжать внимательно следить за выполнением правил ЕС по борьбе с отмыванием денег государствами-членами;
4) Отчёт об оценке недавних предполагаемых случаев отмывания денег с участием кредитных организаций ЕС:
совместный анализ привёл к составлению ориентировочной типологии недостатков:
–неэффективность или несоблюдение требований законодательства по борьбе с отмыванием денег/противодействием финансированию террористических систем и средств контроля;
-сбои в управлении в отношении борьбы с отмыванием денег/противодействием финансированию терроризма;
-несоответствия между склонностью к риску и управлением рисками;
-халатность борьбы с отмыванием денег/противодействием финансированию политики терроризма.
Однозначно, борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма является постоянной задачей, подкреплённой нормативной базой, требующей регулярных обновлений, чтобы идти в ногу с новыми событиями и технологическими достижениями.
Чтобы предотвратить использование финансовой системы в
незаконных целях и сохранить целостность рынка ЕС как экономического института решающее значение имеет тот фактор, чтобы различные организации, играющие различную роль в этой задаче, начиная с кредитных учреждений, пруденциальных надзорных органов (включая Европейский центральный банк, действующий в качестве надзорного органа), подразделений финансовой разведки, правоохранительных органов (полиция, прокуратура и суды), заканчивая частным бизнесом, уделяли достаточное внимание своим задачам и обязанностям по предотвращению и борьбе с отмыванием денег/финансированием терроризма, а сотрудничество и эффективный обмен информацией между множеством соответствующих органов, в том числе за пределами ЕвроСоюза, было постоянным.
В связи с этим хотим акцентировать внимание наших клиентов, что проверка клиентов при открытии счетов в банках будет только усиливаться, процедура дью дилидженса совершенствоваться и усложняться, что, безусловно, скажется на необходимом для этого времени. И этот факт необходимо учитывать при организации международного бизнеса, потому что, как было ранее: зарегистрировать компанию и открыть счёт за месяц, – так больше не получится. Счета открываются долго, и не всегда с положительным результатом.
Также читайте:
Регистрация оффшоров