В октябре 2019г. глобальная целевая группа по финансовым действиям – ФАТФ/ Группа – опубликовала свои последние руководящие указания по наилучшей практике установления бенефициарной собственности физических и юридических лиц (компаний, фондов и даже ассоциаций).
Для справки:
В 2003 году ФАТФ стала первым международным органом, установившим международные стандарты бенефициарного права.
В 2012 году ФАТФ усилила свои стандарты бенефициарного владения, чтобы прояснить, как страны должны обеспечивать доступность информации и справляться с такими уязвимостями, как акции на предъявителя. В пересмотренных стандартах также чётко проводилось различие между базовой информацией о праве собственности (о непосредственных законных владельцах компании или траста) и информацией о бенефициарном владении (о физических лицах, которые в конечном итоге владеют или контролируют компанию).
В 2014 году ФАТФ опубликовала Руководство по прозрачности и бенефициарному праву, чтобы объяснить, чего требуют их же стандарты. Этот инструктивный документ содержал пошаговое руководство о том, как получить доступ к общедоступной информации о юридических лицах и соглашениях, а также установить процедуры для облегчения запросов информации от иностранных партнёров.
В 2016-17 годах ФАТФ проводила «горизонтальное» исследование по обеспечению соблюдения и надзора за обязательствами по бенефициарному праву.
В июле 2018 года ФАТФ и Egmont Group (неформальное объединение подразделений финансовой разведки мира, созданное в 1995г. со штаб-квартирой в Торонто, Канада) также совместно опубликовали Отчёт о сокрытии бенефициарной собственности. Результаты анализа показали, что корень проблемы заключается в слабом применении существующего стандарта, а не в пробелах самого стандарта.
2019 год демонстрирует, что многие юрисдикции по-прежнему не могут эффективно препятствовать сокрытию преступников за ложными сведениями, которые реализуют незаконные схемы получения прибыли за маскировкой внешне подлинной финансовой деятельности.
В Отчёте (Руководстве) за 2019г. определены наиболее распространённые проблемы, с которыми юрисдикции сталкиваются сегодня при удостоверении подлинных бенефициарных владельцев юридических и физических лиц, а также выдвигаются некоторые новые эффективные идеи для глобальной системы.
Обычно юрисдикциями используются три различных подхода для определения бенефициарного права предприятия:
1) Existing information approach – Информационный подход, основанный на существующей информации, которая уже доступна властям, такой как: данные банков и финансовых учреждений. Субъектами также могут быть нефинансовые специалисты, регуляторы, налоговые органы или даже онлайн-биржи;
2) Company approach – Фирменный подход, требующий от компаний самостоятельно получать и хранить информацию;
3) Registry approach – Реестровый подход. Этот подход требует доступ к реестрам компаний для получения зарегистрированной информации о бенефициарном владении предприятием.
Согласно FATF, каждый метод имеет свои проблемы с реализацией, например, проблема подхода компании заключается в том, что многие компании платят за исследования из своих собственных карманов.
Так, недавно Группа завершила 4-й раунд оценок, в итоге, страны, использующие несколько методов, намного эффективнее выявляли информацию, чем страны, использующие подходы, основанные на одном методе.
«Разнообразие и доступность использования нескольких источников повышает прозрачность и доступ к информации, а также помогает уменьшить проблемы точности с конкретными источниками. Поэтому реализация разных подходов может дополнять друг друга».
Используя многогранный подход:
Этот документ по передовому опыту призван предоставить предлагаемые решения, подкреплённые примерами.
Как указано в пояснительной записке, страны должны использовать несколько механизмов (подходов), чтобы гарантировать, что информация о бенефициарном владении компанией получена этой компанией и доступна в указанном месте в своей стране, или может быть своевременно определена компетентным органом.
Опыт стран, показанный в оценках ФАТФ, подтверждает, что юрисдикции, использующие единый подход, менее эффективны для обеспечения того, чтобы компетентный орган мог своевременно получать точную и актуальную информацию о БВ (бенефициарном владельце – англ. BO beneficial owner).
Также в этом документе определяются следующие предлагаемые ключевые характеристики эффективной системы (раздел 5 «Suggested key features of an effective system»):
В этом документе также выдвигаются предложения по обеспечению доступа органов власти к получению информации о бенефициарных владельцах зарубежных предприятий.
Ожидается, что благодаря обмену передовым опытом между странами последние продолжат совершенствовать свою систему, особенно, в отношении требований, обеспечивающих, чтобы адекватная, точная и актуальная базовая и бенефициарная информация была доступна властям своевременно.
При многостороннем подходе крайне важно обеспечить эффективный мониторинг ключевых «привратников», в том числе агентов по созданию компаний, юристов и поставщиков трастовых услуг на предмет соответствия их обязательствам по CDD (правила должной осмотрительности – «Требования к надлежащей проверке клиентов для финансовых институтов») и обеспечения соблюдения этих требований, включая выявление и «закрытие» тех, кто способствует неправомерному использованию корпоративных структур.
Что ещё более важно, также ожидается, что страны примут меры для содействия своевременному обмену базовой информацией и информацией о бенефициарных владельцах на национальном и международном уровнях для устранения препятствий на пути обмена информацией (например, пересмотр законов о защите данных и конфиденциальности). ФАТФ будет продолжать внимательно следить за шагами, предпринимаемыми странами для соблюдения Стандартов ФАТФ в отношении бенефициарного права.