27.10.2020

Почему на оффшорную компанию не открыть счет в европейском банке?

Время, когда классический офшор служил надёжным финансовым инструментом, обеспечивающим высокую конфиденциальность клиенту, когда бизнес не облагался налогами, или налоги были очень низкими, уже прошло. Вслед за тем, ушла и вероятность предоставления таким компаниям полного спектра банковских услуг. Сохранить банковский счет становится все сложнее. Особенно, если речь идёт о компании, которая зарегистрирована в безналоговой юрисдикции.

Стоит отметить, что перемены начались давно, после террористических актов в Нью-Йорке в 2001 году. Тогда было замечено, что интерес к оффшорным компаниям повышен не только у предпринимателей, но и у нарушителей закона, которые генерируют свой доход преступным путем (отмывание денег, терроризм, наркоторговля) Этому способствовали принципы абсолютной скрытости и анонимности деятельности оффшорных компаний.

Результаты множества проведенных расследований показали, что таким образом не только финансировалась террористическая деятельность, но это было и «пристанищем» для большого капитала, что стало основным центром внимания для налоговых органов многих стран с традиционной системой налогообложения.

Сложившаяся ситуация и вызвала необходимость смены правил игры большинства стран таким образом, чтобы оффшорных зон, в классическом их смысле, просто не осталось. Для этого международные организации МВФ, ФАТФ, ОЭСР запустили всемирную программу по деофшоризации, основной целью которой и является борьба с уклонением от уплаты налогов, отмыванием нелегальных средств и финансированием терроризма. Они разработали рекомендации и специальные методики определения анти оффшорной деятельности, определили так называемый «черный» список оффшорных зон.

Вместе с этим, стали вносится изменения в корпоративное и банковское законодательство большинства стран, внедряться новые принципы финансового мониторинга, изменились методы работы департаментов комплаенс проверки зарубежных банков. Конечной целью данного процесса является не склонение клиентов к отказу от офшорных юрисдикций, а использование их в своей деятельности, при этом открыто информируя о наличии своих активов, честности уплаты налогов. И готовность финансовых учреждений, банков, в свою очередь, отчитаться о счетах и их владельцах. Сейчас банки пристально проводят проверки своих клиентов, особенно тех, у кого высокий уровень риска. К большинству таких и относятся как раз-таки оффшорные компании безналоговых или низконалоговых юрисдикций. За отсутствие отчётов или за намеренную/непреднамеренную помощь налоговым уклонистам и прочим нарушителям, банкам грозят санкции, от штрафа до лишения лицензии.

В результате, к 2018 году большинство оффшорных юрисдикций изменили свое законодательство. Оффшорных зон в старом понимании значения этого термина почти не осталось. Нет, они все еще существуют, но ограничены по своим функциям. Компаниям из оффшорных юрисдикций европейские банки отказывают в открытии счетов.

Более того, в этом же году был введен автоматический обмен финансовыми данными между фискальными службами большинства стран мира (CRS обмен), что еще больше усложнило ситуацию и поставило точку эпохи повышенной конфиденциальности и анонимности информации о собственниках иностранных компаний.

Некоторые юрисдикции добровольно и оперативно присоединились к автоматическому обмену данными. К некоторым оффшорным зонам применялся прямой шантаж, который сопровождался угрозами отключения от системы международных платежей, их заносили в обозначенные Советом ЕС «серый» и «черный» списки.

Так к примеру, согласно Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» к перечню офшорных зон Кабмин добавил Панаму.

Это распоряжение было принято на основании решения Рады по экономическим и финансовым вопросам ЕС от 18.02.2020 р. про включение Панамы в свой список офшоров.

Ранее Панама имела репутацию страны, которая способна “придерживаться ключевых международных принципов”. Но, поскольку, данная юрисдикция не выполнила 4-ю директиву ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), не намерена раскрывать налоговую информацию и информацию о бенефициарах, ЕС внес данную юрисдикцию в «чёрный список».

20 марта 2020 г., в Официальной Газете («Закон») был опубликован Закон 129 от той же даты, благодаря которому была создана «Система частного и уникального реестра для бенефициарных собственников юридических лиц», который стремится централизовать и облегчить доступ к информации о бенефициарных собственниках юридических лиц, ранее собранной юристами или юридическими фирмами, которые предоставляют свои услуги в качестве регистрационных агентов-резидентов. Это новое положение также направлено на то, чтобы через технологическую платформу, которая будет возглавляться Управлением нефинансовых субъектов, хранить и защищать содержащуюся в нем информацию, чтобы помочь властям в предотвращении отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Регламент предусматривал срок реализации до 6 (шести) месяцев, чтобы Управление нефинансовых субъектов отвечало за администрирование платформы, но Панама так и не внедрила данные изменения, поэтому и до сегодняшнего дня находится в черном списке.
Аналогичным образом в данном списке появились и Сейшельские острова.

Имея статус классических офшоров, которые, на данный момент, не соответствуют требованиям международных организаций ОЭСР, FATF, и ограничены в сотрудничестве с ЕС, в отличие от Панамы, приняли решение все же восстановить свою репутацию на мировой арене. На данный момент разрабатывается налоговая реформа, внедряется автоматический обмен информацией.

В связи с этим, 28 августа 2020 года был опубликован Закон о бенефициарной собственности 2020 г. (Beneficial Ownership Act, 2020), который вступает в силу 31 января 2021 года. Сейшелы намерены раскрывать налоговую информацию и информацию о бенефициарах. Таким образом, пытаются имплементировать 4-ю директиву ЕС против отмывания денег с целью выхода из так называемого черного списка. Более детальную информацию относительно последних принятых законодательных норм на Сейшелах можете найти на нашем сайте по следующей ссылке.

Изменениями действующего законодательства занялся и Белиз. Основной причиной тому послужило желание Белиза соответствовать международным принятым требованиям в отношении прозрачности и признание Белиза в качестве «налоговой гавани». В связи с этим, в Белизе в конце 2018 года был принят Закон об Экономическом Сабстансе (Еconomic Substance Act/ESA)  (с последующими правками)  и с 1 января 2019 года вступил в силу. Перечень видов деятельности компаний, на которые распространяется новое регулирование, является чрезвычайно широким и потенциально охватывает большинство местных компаний (в отличие, к примеру, от БВО, где понятие “relevant activity” является относительно ограниченным). Помимо стандартного набора требований (необходимость организовывать реальное присутствие, готовить отчетность и уплачивать налоги на территории Белиза) на компании-резиденты распространено валютное регулирование (в отношении счетов в банках Белиза) и наложены серьезные ограничения в части владения объектами интеллектуальной собственности. Если белизская компания претендует на то, чтобы считаться нерезидентом Белиза, она обязана предоставить подтверждение уплаты налогов в другой юрисдикции (на Сейшелах, к примеру, такой необходимости нет). Однако, жёсткость закона компенсируется переходным периодом, в течение которого новое регулирование в части экономического присутствия, налогообложения и отчетности к ним неприменимо. Более детальную информацию относительно данных изменений можете найти по ссылке.

Выполнение требований по сабстенсу должно способствовать дальнейшему открытию банковского счета (поскольку с этой проблемой столкнулись все компании из оффшорных и низконалоговых юрисдикций), и подтвердит статус такой компании, как надежного контрагента и партнера. Но этого не случилось. Счет для таких компаний в местных банках малоинтересен (испанский язык, замедленные бизнес-процессы, мараторий на открытие счетов гражданам Украины), а банки Европы продолжают рассматривать оффшорные юрисдикции, как страны из повышенной группы риска.

Учитывая тенденцию последних лет, условия сабстенса достаточно быстро распространяются среди наиболее популярных оффшорных и низконалоговых юрисдикций, в том числе и на Британских Виргинских Островах (далее – БВО).

В связи с принятием на БВО Закона об экономическом присутствии (компании и партнерства с ограниченной ответственностью) (The Economic Substance (Companies and Limited Partnerships) Act, 2018 (далее ESA)) Советом по экономическим и финансовым вопросам ЕС был пересмотрен “Список не сотрудничающих юрисдикций ЕС для целей налогообложения”, и БВО были исключены из “серого списка”, согласно его действующей редакции от 18 февраля 2020 года. С основными требованиями данного Закона можете ознакомиться по ссылке.

В настоящее время, хотя БВО и признаны юрисдикцией, в которой практикуется надлежащее корпоративное управление, и которая соответствует международным налоговым стандартам, но все еще остается низконалоговой, с которой отказываются работать банковские учреждения.

Безусловно, для действующих компаний международного бизнеса (IBC), данные изменения являются невыгодными с точки зрения ведения бизнеса. Отсутствие безналогового режима, выполнения требований по экономическому присутствию, получение необходимого налогового номера требует немалых финансовых затрат. Поэтому при регистрации компании в одной из данных юрисдикций, если даже не брать во внимание проблемы с открытием банковского счета, необходимо тщательно проанализировать такую необходимость.

И Белиз и БВО постепенно приспосабливаются к международным стандартам, добиваясь стабильности и международного признания. Правительство обеих юрисдикций пытаются таким образом показать действующим предприятиям, а также тем, кто планирует зарегистрировать компанию в данных юрисдикциях, то, что они отказываются от сомнительного управления и пагубной налоговой политики. Эти принципы должны способствовать созданию здоровой бизнес среды в долгосрочной перспективе.

Ну а пока компании из низконалоговых оффшорных юрисдикций повсеместно сталкиваются с узлами сопротивлений. Негативным является и тот факт, что оффшорные компании очень легко остаются без банковского счета: счета замораживают, или останавливают платежи, есть случаи перевода вкладов в другую валюту.  Если открытие банковского счета для такой компании только планируется, то вас, к сожалению, скорее всего ждет неудача. Вы попадаете в определенную «ловушку»: банки в указанных выше юрисдикциях не открывают счета для своих офшорных компаний, а иностранные банки практически отказались от нерезидентного банкинга, то есть, от открытия счетов для компаний, находящихся за пределами страны регистрации банка. В итоге бизнес не может платить по счетам и принимать оплаты, зарегистрированная вами оффшорная компания не может выполнить свою функцию. Поэтому востребованность классических офшоров снизилась. Офшор в своем классическом виде уходит в историю. Вместо него нужно рассуждать о конкурентных преимуществах и рисках, которые дают те или иные страны и территории, искать новые места, где регистрация компаний не вызывает автоматического отторжения у банков. Искать юрисдикции, у которых нет проблем с репутацией, но которые предлагают адекватное налогообложение, защиту личной информации и дополнительные преимущества. При этом важно помнить, что наличие такой компании и банковского счета влечет за собой много обязанностей по уведомлению фискальных служб о результатах бизнес деятельности.

Большинство бизнесменов уже смирились с выше указанными фактами и стараются моделировать свои бизнес-структуры и планировать налоговые выплаты с осуществлением риск-анализа законодательства и налоговых ставок в тех юрисдикциях, где банки предлагают выгодные условия, стабильность и прочие преимущества развитого банковского сектора.

Но также до сих пор встречаются запросы, когда для бизнеса клиенты ищут страны или организационно-правовые структуры, которые позволят не платить налоги. Именно таким клиентам и предназначена данная статья. Кратко можно подытожить: оффшорные компании не дадут вам стабильно работать со счетом, даже если вам повезет первоначально открыть счет для такой компании. Для стабильной работы вашего бизнеса необходимо выбирать регистрацию компании и открытие счета в одной стране, безусловно, сдавать отчеты и платить налоги. Выбрать такой вариант вам помогут налоговые консультанты, самостоятельно выбрать страну достаточно сложно. Потому что надо оценить налогообложение и существенные моменты вашего бизнеса, а для этого надо легко анализировать и обладать знаниями по многим странам. Не всегда низкая налоговая ставка в стране регистрации вашего бизнеса приведет к желаемому вами результату – минимальным расходам на бизнес. При выборе страны регистрации вашего международного бизнеса надо оценивать множество факторов. Поэтому обращайтесь к специалистам. Это самый надежный способ к успеху вашего бизнеса!

Информация актуальна как из October 2020
QR Контакты