Новые правила финмониторинга в Украине: СПФМ, тотальная прозрачность, большая ответственность

С целью имплементации директивы ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма» №2015/849 от 20 мая 2015г. и, как следствие, гармонизации действующего законодательства Украины с нормами международного украинский Парламент 06.12.2019г. принял архиважный и непростой Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», который вступит в силу 28 апреля 2020г.

Детальнее об основных положениях в Законе:

1) в соответствии с разделом X «Заключительные и переходные положения» юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, должны подать госрегистратору информацию о конечном бенефициарном владельце в объеме, определённом настоящим Законом, и структуру собственности в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу нормативно-правового документа, которым будет утверждена форма и содержание структуры собственности, то есть до 28 июля 2020 года. Не обязаны подавать информацию о конечном бенефициаре: политические партии, их структурные образования, профессиональные союзы, их объединения, творческие союзы, организации работодателей, адвокатские объединения, торгово-промышленные палаты, объединения совладельцев многоквартирных домов, религиозные организации, госорганы, органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия;

2) согласно статье 17-1 Закона для подтверждения сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица
ежегодно, начиная со следующего года с даты госрегистрации юрлица, в течение 14-ти календарных дней заявитель обязан предъявить следующие документы:

      • заявление о подтверждении сведений о конечном бенефициарном собственнике;
      • структуру собственности по форме и содержанию, определёнными в соответствии с законодательством;
      • извлечение (вытяг), выписку или иной документ из торгового, банковского, судебного реестра, подтверждающего регистрацию юридического лица — нерезидента в стране его местонахождения — в случае, если учредителем юридического лица является юрлицо–нерезидент. В стране нахождения юрлица- нерезидента такой документ называется Certificate of Good Standing. Сертификат в Украине должен быть предоставлен под Апостилем страны выпуска документа и с нотариально заверенным переводом на украинский язык;
      • нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность, которая является конечным бенефициарным владельцем юридического лица,—для физлица-нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра—для физлица-резидента. На практике на нотариальное заверение паспорта нерезидента в большинстве случаев потребуют также заверение офиса Апостиля в стране нахождения такого нерезидента.

Фактически, украинские компании обязывают сдавать ежегодный отчёт в реестр. Аналогичные требования есть во всех странах ЕС.

3) красной нитью в Законе представлена система финансового мониторинга, являющая собою совокупность мероприятий первичного и государственного уровней:

субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ) являются (ст.6 Закона):

    • банки, страховые компании, кредитно-финансовые учреждения, в т.ч. ломбарды, участники платёжных систем, биржи, которые проводят финоперации с товаром, профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), операторы почтовой связи, иные учреждения, которые оказывают услуги по переводу средств и осуществлению валютных операций, аудиторы, бухгалтеры, консультанты по вопросам налогообложения, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, юридические консалтинговые конторы, нотариусы, риэлторы, субъекты хозяйствования, предоставляющие за вознаграждение консультационные услуги, связанные с операциями с недвижимостью, ювелирные магазины, субъекты хозяйствования, занятые сферой лотерей и/или азартных игр, поставщик услуг, иные юрлица, не являющиеся финансовыми учреждениями, но предоставляющие отдельные финансовые услуги;
    • субъекты государственного финансового мониторинга — НБУ, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Министерство юстиции Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган;

         4) основные обязательства СПФМ перед государством:

  • встать на учёт в специально уполномоченном органе с иными вытекающими обязанностями;
  • обеспечивать организацию, проведение первичного финансового мониторинга на надлежащем уровне, предотвращать использование услуг/продуктов СПФМ для осуществления клиентами финопераций с противоправной целью;
  • обеспечивать работу системы управления рисками, принимать надлежащие меры по уменьшению рисков;
  • осуществлять надлежащую проверку всех своих клиентов (новых и существующих);
  • обеспечивать мониторинг финансовых операций клиента на предмет соответствия таких финансовых операций законодательству;
  • обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;
  • сообщать специально уполномоченный орган о:
    1. пороговых финоперациях;
    2. подозрительных финансовых операциях или попытках их проведения независимо от суммы, на которую они осуществляются;
    3. о разногласиях между сведениями о конечных бенефициарах клиента, содержащиеся в ЕГРЮЛФЛПОФ, и о конечных бенефициарах клиента, полученными СПФМ в результате осуществления надлежащей проверки;
  • представлять по запросу специально уполномоченного органа необходимую информацию для его выполнения;
  • не допускать формирования своего уставного капитала за счёт средств неподтверждённых источников происхождения;
  • в своей деятельности применять риск-ориентированный подход;
  • осуществлять оценку/переоценку рисков, документировать их результаты, а также поддерживать в актуальном состоянии данную информацию;
  • касательно неприбыльных организаций, в том числе благотворительных, СПФМ обязан принимать меры для минимизации риска быть использованным в целях узаконения доходов, полученных преступным путём.

5) один из ключевых параметров финмониторинга—надлежащая проверка клиента (ст.11 Закона), состоящая из множества мероприятий по:

А) идентификации и верификации клиента/его представителя:

    • идентификация это меры, принимаемые субъектом первичного финансового мониторинга для однозначного установления личности путём получения её идентификационных данных. Так, для юридического лица данные включают полное наименование, местонахождение; дату и номер записи в едином государственном реестре юридических лиц, сведения об исполнительном органе; идентификационные данные лиц, имеющих право распоряжаться счетами и/или имуществом; идентификационный код согласно единому государственному реестру предприятий юрлиц; реквизиты банка, в котором открыт счёт, номер банковского счёта;
    • верификация процедура, принимаемая субъектом первичного финансового мониторинга с целью проверки принадлежности соответствующему лицу полученных СПФМ идентификационных данных и/или с целью подтверждения данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев или же их отсутствие. Во время верификации субъекту первичного финмониторинга предоставляется также копия легализованного извлечения из торгового, банковского или судебного реестра или нотариально заверенное регистрационное свидетельство уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юрлица.

Идентификация и верификация клиента осуществляются до установления деловых отношений, совершения сделок (кроме случаев, предусмотренных Законом), до проведения финансовой операции, открытия счёта.

Однако, чтобы не обременять обычную деловую практику верификация клиента может осуществляться при необходимости в самом процессе установления деловых отношений, а также может быть осуществлена ​​после открытия счёта, но к проведению по нему первой финансовой операции.

Б) установлению конечного бенефициара клиента или его отсутствия, в т.ч. по получению структуры собственности. Напомним, что конечным бенефициарным владельцем для юрлиц считается любое физлицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность юридического лица (включая цепь контроля/владения). Признак прямого решающего влияния—непосредственное владение физическим лицом не менее 25% уставного капитала или прав голоса такого юридического лица.

С целью установления конечного бенефициарного владельца СПФМ:

    • запрашивает у клиента-юрлица структуру его собственности;
    • вправе использовать данные, содержащиеся в официальных источниках;
    • обязан проверить достоверность информации по конечному бенефициарному владельцу и убедиться в лице конечного бенефициара (при его наличии);В) пониманию цели, характера будущих партнёрских отношений или финансовой операции;

Г) проведению на постоянной основе анализа и оценки бизнесс-отношений и финопераций клиента на их соответствие полученной или уже имеющейся информации у СПФМ о клиенте, его активности и риске.

Если проводить аналогию с европейскими процедурами финмониторинга, то эти методики и правила давно применяются и известны, как дью диллидженс (due diligence), процедуры KYC (Know Your Client) и являются обязательным условием начала работы с новым клиентом.

6) финансовые операции, подлежащие финансовому мониторингу:

І) пороговые (ст.20 Закона):

Законом увеличена пороговая сумма финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу: со 150 тыс. грн. до 400 тыс. грн., а для субъектов, которые предоставляют услуги в сфере азартных игр—30 тыс. грн.

Кроме того, существенно уменьшено количество признаков финансовой операции, наличие которых является основанием обязательного финмониторинга:

    • зачисление/перевод средств, предоставление/получение кредита, иные операции в случае, если хотя бы один из участников или банк такого участника находится в юрисдикции, которая не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путём;
    • финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с ними;
    • финансовые операции по переводу средств за рубеж, в т.ч. в страны, отнесённые Кабинетом Министров Украины к оффшорам;
    • финансовые операции с наличкой.

ІІ) подозрительные (ст.21 Закона)—финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, если СПФМ подозревает или имеет достаточные видения для подозрения, что они представляют собою результат противозаконной деятельности.
От проведения подозрительной финансовой операции субъект первичного финансового мониторинга также имеет право отказаться.

7) риск-ориентированный подход (ст.7 Закона)—основной принцип предотвращения и противодействия в соответствии с новым Законом, который включает следующие соответствующие критерии риска: те, что связаны с его клиентами, географическое расположение государства регистрации клиента, через которое он осуществляет передачу-получение активов, товаров, услуг, иные, но в любом случае такой подход должен пропорционально соответствовать характеру/масштабу деятельности СПФМ;

8) ответственность: Законом предусмотрена как для СПФМ, так и для юрлиц:

  • юридические лица (кроме банков), которые осуществляли финансовые операции по легализации доходов, полученных преступным путём, или финансировали терроризм/распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы (по решению суда);
  • ответственность за неподачу государственному регистратору сведений о конечных бенефициарах (контроллёрах) юридического лица усилена—руководителя юрлица или лицо, уполномоченное действовать от имени такого юридического лица (исполнительного органа), с конца апреля текущего года ожидает гигантский штраф не от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 грн. до 8500 грн.), а от 1000 до 3000 нмд граждан, т.е. от 17 тыс. грн. до 51 тыс. грн.

Подытожить можно следующими выводами:

  • данный Закон о финансовом мониторинге закладывает и фиксирует основы прозрачности (transparency) корпоративных структур, финансовых операций и делает ставку на повышение в ближайшее время в Украине уровня открытой борьбы с оффшорами.
  • в свете того, что на СПФМ возложены обязанности отказываться от деловых отношений или отказывать клиенту в открытии счёта, в его обслуживании (в случаях, когда идентифицировать и/или верифицировать клиента, установить конечного бенефициара/выгодополучателя невозможно или когда был установлен клиенту неприемлемо высокий риск, или в случае предоставления клиентом субъекту первичного финансового мониторинга недостоверной информации) и замораживать активы, останавливать финансовые операции (раздел IV Закона), клиент (физическое, юридическое лицо) обязан «понимать» и принимать новые правила прозрачного сотрудничества с СПФМ и ещё более кропотливее следить за надлежащим соблюдением императивных норм законодательства Украины.

Кратко этот процесс можно назвать так: началась Эра Прозрачности. И началась она во всём мире. Украина просто расширила международные стандарты на свою территорию.