В последние годы Европейский Союз уделяет большое внимание налоговой политике юрисдикций с нулевым или номинальным налогом. Одним из результатов такой работы стала публикация в декабре 2017г. «чёрного» списка несотрудничающих с ЕС налоговых юрисдикций. В настоящее время данный список включает 11 стран, в т.ч. Объединённые Арабские Эмираты, даже несмотря на важное решение, принятое правительством ОАЭ в апреле 2019г.
Поэтому, в ответ на инициативы Code of Conduct Group (Business Taxation) в рамках действия Base Erosion and Profit Shifting—плана активностей ОЭСР по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения Кабинет министров ОАЭ 30 апреля 2019г. принял Резолюцию №31 об установлении требования экономического присутствия (далее — Постановление/Резолюция), тем самым последовав за Багамскими, Бермудскими, Каймановыми, Сейшельскими островами, БВО, Маврикием, островами Гернси, Мэн и Джерси.
а) принятие соответствующих управленческих решений;
б) принятие на себя или контроль над материальным риском деятельностей, осуществляемых или принадлежащих FCP, в т.ч. несение операционных расходов от имени группы компаний;
в) предоставление рекомендаций по существу в связи с принятием или контролем риска, упомянутого в пункте (б);
г) координация деятельности группы компаний;
а) бизнес по перевозке морем людей, животных, товаров или почты;
б) фрахтование судов для целей, описанных в подпункте (а);
в) продажа проездных билетов или аналогичных услуг и вспомогательных услуг, связанных с эксплуатацией судна;
г) использование, техническое обслуживание или аренда контейнеров, включая прицепы и другие транспортные средства или оборудование для перевозки контейнеров, используемых для перевозки чего-либо по морю.
д) управление экипажем корабля;
-не принимал участия в создании актива интеллектуальной собственности, которым он владеет для целей своего бизнеса;
-приобрёл актив интеллектуальной собственности от Связанного лица или приобрёл при рассмотрении вопроса о финансировании исследований и разработок другим лицом, находящимся в стране, отличной от ОАЭ;
-предоставляет лицензию на актив интеллектуальной собственности одному или нескольким Связанным лицам или иным образом получает доход от актива в результате деятельности, осуществляемой FCP.
2)Лицензиат не занимается исследованиями и разработками, а также не занимается брендированием, маркетингом в рамках своей основной приносящей доход деятельности.
а) осуществляет ли он Соответствующую деятельность;
б) если Лицензиат осуществляет Соответствующую деятельность (независимо от того, облагается налогом вся деятельность или только часть валового дохода Лицензиата в отношении Соответствующей деятельности в юрисдикции за пределами ОАЭ), во всех случаях такой Лицензиат должен предоставлять регулирующему органу всю информацию и документацию, которые должны быть представлены в соответствии с настоящей Резолюцией или любыми дополнительными указаниями или решениями, принятыми в соответствии с настоящей Резолюцией;
в) о дате окончания финансового года.
При этом Лицензиат, который осуществляет Соответствующую деятельность и должен пройти тест на экономический сабстенс, должен не позднее, чем через двенадцать (12) месяцев после последнего дня окончания каждого финансового года Лицензиата, подготовить и представить регулирующему органу отчёт, который далее передаётся последним в Компетентный орган—Министерство финансов ОАЭ.
Отчёт должен быть составлен в форме, утвержденной Компетентным органом, и содержать следующую информацию в отношении Лицензиата:
а) вид Соответствующей деятельности, проводимой им;
б) сумма и вид соответствующего дохода в отношении Соответствующей деятельности;
в) сумма и вид операционных расходов и активов в отношении Соответствующей деятельности;
г) местонахождение коммерческого предприятия и, если применимо, завода, имущества или оборудования, используемого для Соответствующей деятельности Лицензиата в ОАЭ;
д) количество штатных сотрудников с квалификацией и количество персонала, ответственного за выполнение Соответствующей деятельности Лицензиата;
е) информация об основной, приносящей доход, деятельности в отношении Соответствующей деятельности, которая была проведена Лицензиатом;
ж) заявление о том, удовлетворяет ли Лицензиат требованиям экономического присутствия;
з) в случае осуществления Лицензиатом Соответствующей деятельности, являющейся бизнесом в сфере интеллектуальной собственности, необходимо заявление о том, является ли этот бизнес высокорисковым или нет. Если Лицензиат заявляет, что это предприятие с высокой степенью риска в области интеллектуальной собственности, Лицензиат должен предоставить следующую дополнительную информацию:
-данные, демонстрирующие, что Лицензиат осуществляет и ранее осуществлял высокую степень контроля над разработкой, эксплуатацией, обслуживанием, улучшением и защитой объекта интеллектуальной собственности достаточным количеством штатных сотрудников с необходимой квалификацией, которые постоянно проживают и выполняют свою деятельность в ОАЭ;
-бизнес-план с указанием оснований владения имуществом интеллектуальной собственности в ОАЭ;
-информация о сотрудниках, включая уровень их опыта, тип контрактов, квалификацию и продолжительность работы с Лицензиатом;
-доказательства того, что принятие решений в компании происходит внутри ОАЭ.
и)если Соответствующая деятельность передана Лицензиатом на аутсорсинг, Лицензиат должен продемонстрировать следующее:
-Соответствующая деятельность, выполняемая на аутсорсинге, является основной, приносящей доход, деятельностью, осуществляемой в ОАЭ;
-Лицензиат надлежащим образом контролирует ведение Соответствующей деятельности на аутсорсинге;
-Лицензиат должен предоставить Регулятивному органу отчёт, содержащий информацию об уровне ресурсов, используемых сторонним поставщиком услуг, демонстрируя, что деятельность поставщика услуг, сотрудников, эксплуатационные расходы и помещения находятся в ОАЭ и адекватны по отношению к такой деятельности;
к)Лицензиат должен предоставить Регулирующему органу любую дополнительную информацию, документы или другие записи, которые Регулирующий орган должен обоснованно требовать для принятия решения в соответствии со ст.7 Постановления.
6) при невыполнении компаниями условия приведения своей деятельности в соответствие с Постановлением об экономическом присутствии предусматривается ответственность (статьи 11-14 Постановления):
–за отсутствие экономического присутствия компании направляется уведомление (первое сообщение регулятивного органа) с перечнем оснований непрохождения компанией теста на экономическое присутствие; мер, которые нужно выполнить, сроков их выполнения, и налагается штраф от АЕD 10 000 до АЕD 50 000. За невыполнение данных предписаний — второе сообщение, и компании грозят штрафы от АЕD 50 000 до AED 300 000, кроме этого регулятивный орган может приостановить, аннулировать или не продлить срок действия лицензии Лицензиата-нарушителя. Постановление предусматривает возможность апеллировать требования Регулятивного органа и штрафы в судебном порядке (ст.13 Постановления). Также на Регулятивные органы возлагается обязанность сообщать о непрохождении Лицензиатом теста на экономический сабстенс в Министерство финансов, которое, в свою очередь, согласно со ст. 8 Постановления информирует соответствующие иностранные налоговые органы страны, резидентами которых являются бенефициарные владельцы компании;
–за неинформирование Лицензиатом Регулятивного органа или за предоставление неточной информации—штраф от АЕD 10 000 до АЕD 50 000.
Все нарушения потенциально являются основанием последующей отмены регистрации Лицензиата.
Как видим, Постановление об экономическом присутствии, вводящее целый ряд новых мер для юридических лиц, претендующих на регистрацию в Эмиратах, аналогично ранее принятому Акту на British Virgin Islands и иных островах. Международным компаниям, особенно холдинговым, у которых открыты компании в ОАЭ, следует тщательно изучить свои структуры в самое ближайшее время, чтобы не стать нарушителем положений новопринятых предписаний Постановления №31 и не нести ответственность. Также всем предприятиям ОАЭ рекомендуется вместе со специалистами проанализировать экономический сабстенс с учётом применения:
В заключение можно добавить, что Эмираты были неоднозначной и дорогой юрисдикцией и ранее, до принятия Постановления. Теперь эта страна может быть интересна только тем, кто не новичок в бизнесе, готов на большой бюджет, и готов переехать в Эмираты. По сравнению с ОАЭ, надёжная и дорогая Швейцария становиться все привлекательнее для регистрации бизнеса.
Также читайте:
Оффшор в ОАЭ
Актуальные новости международного бизнеса:
В нашем Телеграм-канале – Offshore news Today