01.07.2019

Экономический сабстенс в ОАЭ

Экономический сабстенс в ОАЭ

В последние годы Европейский Союз уделяет большое внимание налоговой политике юрисдикций с нулевым или номинальным налогом. Одним из результатов такой работы стала публикация в декабре 2017г. «чёрного» списка несотрудничающих с ЕС налоговых юрисдикций. В настоящее время данный список включает 11 стран, в т.ч. Объединённые Арабские Эмираты, даже несмотря на важное решение, принятое правительством ОАЭ в апреле 2019г.

Резолюция ОАЭ об установлении требования экономического присутствия

Поэтому, в ответ на инициативы Code of Conduct Group (Business Taxation) в рамках действия Base Erosion and Profit Shifting—плана активностей ОЭСР по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения Кабинет министров ОАЭ 30 апреля 2019г. принял Резолюцию №31 об установлении требования экономического присутствия (далее — Постановление/Резолюция), тем самым последовав за Багамскими, Бермудскими, Каймановыми, Сейшельскими островами, БВО, Маврикием, островами Гернси, Мэн и Джерси.

Содержание Постановления об экономическом присутствии:

  1. режим Постановления распространяется на Лицензиата — физическое или юридическое лицо, получившее лицензию компетентного лицензирующего органа/органов в государстве ОАЭ на осуществление Соответствующей деятельности в государстве, включая свободные экономические зоны. Лицензиатом для целей выполнения данной Резолюции являются все компании, осуществляющие Соответствующую деятельность (Relevant activity), за исключением коммерческих компаний, прямо или косвенно принадлежащих правительству ОАЭ или любому подчинённому правительственному органу (ст.3. Постановления);
  2. цель данного Постановления в соответствии со ст.2. — определение требований и критериев, подтверждающих, что Лицензиат осуществляет деятельность в государстве ОАЭ, которые достигаются экономическим присутствием;
  3. критериями (требованиями) прохождения компанией теста на экономическое присутствие в соответствии со ст.6 Постановления являются:
  • осуществление Лицензиатом основной, приносящий доход, деятельности (State Core Income-Generating Activity) в ОАЭ;
  • управление данной деятельностью осуществляется Лицензиатом с территории ОАЭ (собрания директоров компании, протоколы собраний и все иные документы должны храниться на территории ОАЭ);
  • наличие «адекватного» (достаточного) количества штатных квалифицированных сотрудников, физически присутствующих на территории ОАЭ (независимо срочный или бессрочный трудовой контракт) или наличие адекватного уровня расходов на аутсорсинг сторонним поставщикам услуг, чья деятельность, сотрудники, расходы и помещения находятся в ОАЭ; и эти виды деятельности, работники, расходы и помещения являются адекватными для выполнения Соответствующей деятельности на аутсорсинге;
  • несение расходов в ОАЭ, «адекватных» и уместных масштабу своего бизнеса, в т.ч. касается и расходов на аутсорсинг;
  • наличие достаточных материальных активов — офис или иное помещение, подходящее для ведения Лицензиатом основного вида деятельности на территории ОАЭ;
  • в случае осуществления Лицензиатом основной, приносящей доход, деятельности другой организацией (которая при этом должна осуществляться исключительно в ОАЭ), способность полностью контролировать со стороны Лицензиата выполнение деятельности этой другой организацией. Однако такой аутсорсинг исключён для High Risk IP Licensee (высокорисковые IP компании, о них ниже по тексту);
  1. NB: выше указанное требование «реальности» бизнес-деятельности касается чётко определённых в ст.4 данного нормативного документа Соответствующих деятельностей, которые лицензированы в ОАЭ, включая экономически свободные зоны:
  • банковское дело (Banking Businesses) согласно с соответствующим законом ОАЭ: привлечение средств, управление рисками (кредитными, валютными, процентными), предоставление займов, кредитов, иных финансовых услуг, управление капиталом;
  • страхование (Insurance Businesses) согласно с соответствующим законом ОАЭ: прогнозирование и расчёт рисков, страхование и перестрахование, предоставление иных услуг страхового бизнеса;
  • управление инвестиционным фондом (Investment Fund Management Businesses): принятие решений относительно инвестиций, расчёт риска и резервов, подготовка отчётов для инвесторов или любого госоргана с функциями, связанными с надзором или регулированием такой деятельности;
  • лизинг и финансы (Lease-Finance Businesses) согласно с соответствующим законом ОАЭ;
  • штаб-квартира (Headquarters Businesses): деятельность по предоставлению Лицензиатом любой из следующих услуг одному или нескольким иностранным связанным лицам (Foreign connected person/FCP):

а) принятие соответствующих управленческих решений;
б) принятие на себя или контроль над материальным риском деятельностей, осуществляемых или принадлежащих FCP, в т.ч. несение операционных расходов от имени группы компаний;
в) предоставление рекомендаций по существу в связи с принятием или контролем риска, упомянутого в пункте (б);

г) координация деятельности группы компаний;

  • судоходный бизнес (Shipping Businesses): любое из следующих действий, связанных с эксплуатацией судна в любой точке мира, за исключением территориальных вод ОАЭ:

а) бизнес по перевозке морем людей, животных, товаров или почты;
б) фрахтование судов для целей, описанных в подпункте (а);
в) продажа проездных билетов или аналогичных услуг и вспомогательных услуг, связанных с эксплуатацией судна;
г) использование, техническое обслуживание или аренда контейнеров, включая прицепы и другие транспортные средства или оборудование для перевозки контейнеров, используемых для перевозки чего-либо по морю.
д) управление экипажем корабля;

  • холдинговая деятельность (Holding Company Businesses): осуществление деятельности холдинговой компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством ОАЭ, которая имеет в качестве своей основной функции приобретение и владение акциями или долями участия в других компаниях и не занимается какой-либо другой коммерческой деятельностью;
  • управление интеллектуальной собственностью (Intellectual Property Businesses): бизнес, который владеет или получает идентифицируемый доход от активов или объектов интеллектуальной собственности: авторское право, патенты, товарные знаки, бренды и технические ноу-хау (такой доход отдельно идентифицируется с любым доходом, полученным от любого материального актива). Также в Постановлении вводится термин— High Risk IP Licensee — это Лицензиат с высокой степенью риска, занимающийся интеллектуальной собственностью и в отношении которого применимо любое из двух условий:1) Лицензиат:

-не принимал участия в создании актива интеллектуальной собственности, которым он владеет для целей своего бизнеса;

-приобрёл актив интеллектуальной собственности от Связанного лица или приобрёл при рассмотрении вопроса о финансировании исследований и разработок другим лицом, находящимся в стране, отличной от ОАЭ;

-предоставляет лицензию на актив интеллектуальной собственности одному или нескольким Связанным лицам или иным образом получает доход от актива в результате деятельности, осуществляемой FCP.

2)Лицензиат не занимается исследованиями и разработками, а также не занимается брендированием, маркетингом в рамках своей основной приносящей доход деятельности.

  • дистрибуция и оказание услуг (Distribution and Service Centers Businesses): транспортировка, хранение комплектующих материалов и товаров, готовых к продаже, управление складскими запасами товара, приём и оформление заказа, предоставление консультационных или других административных услуг;
  1. Лицензиат должен ежегодно своевременно уведомлять регулирующий орган о следующем (ст. 8 Резолюции):

а) осуществляет ли он Соответствующую деятельность;

б) если Лицензиат осуществляет Соответствующую деятельность (независимо от того, облагается налогом вся деятельность или только часть валового дохода Лицензиата в отношении Соответствующей деятельности в юрисдикции за пределами ОАЭ), во всех случаях такой Лицензиат должен предоставлять регулирующему органу всю информацию и документацию, которые должны быть представлены в соответствии с настоящей Резолюцией или любыми дополнительными указаниями или решениями, принятыми в соответствии с настоящей Резолюцией;

в) о дате окончания финансового года.

При этом Лицензиат, который осуществляет Соответствующую деятельность и должен пройти тест на экономический сабстенс, должен не позднее, чем через двенадцать (12) месяцев после последнего дня окончания каждого финансового года Лицензиата, подготовить и представить регулирующему органу отчёт, который далее передаётся последним в Компетентный орган—Министерство финансов ОАЭ.
Отчёт должен быть составлен в форме, утвержденной Компетентным органом, и содержать следующую информацию в отношении Лицензиата:

а) вид Соответствующей деятельности, проводимой им;

б) сумма и вид соответствующего дохода в отношении Соответствующей деятельности;

в) сумма и вид операционных расходов и активов в отношении Соответствующей деятельности;

г) местонахождение коммерческого предприятия и, если применимо, завода, имущества или оборудования, используемого для Соответствующей деятельности Лицензиата в ОАЭ;

д) количество штатных сотрудников с квалификацией и количество персонала, ответственного за выполнение Соответствующей деятельности Лицензиата;

е) информация об основной, приносящей доход, деятельности в отношении Соответствующей деятельности, которая была проведена Лицензиатом;

ж) заявление о том, удовлетворяет ли Лицензиат требованиям экономического присутствия;

з) в случае осуществления Лицензиатом Соответствующей деятельности, являющейся бизнесом в сфере интеллектуальной собственности, необходимо заявление о том, является ли этот бизнес высокорисковым или нет. Если Лицензиат заявляет, что это предприятие с высокой степенью риска в области интеллектуальной собственности, Лицензиат должен предоставить следующую дополнительную информацию:

-данные, демонстрирующие, что Лицензиат осуществляет и ранее осуществлял высокую степень контроля над разработкой, эксплуатацией, обслуживанием, улучшением и защитой объекта интеллектуальной собственности достаточным количеством штатных сотрудников с необходимой квалификацией, которые постоянно проживают и выполняют свою деятельность в ОАЭ;

-бизнес-план с указанием оснований владения имуществом интеллектуальной собственности в ОАЭ;

-информация о сотрудниках, включая уровень их опыта, тип контрактов, квалификацию и продолжительность работы с Лицензиатом;

-доказательства того, что принятие решений в компании происходит внутри ОАЭ.

и)если Соответствующая деятельность передана Лицензиатом на аутсорсинг, Лицензиат должен продемонстрировать следующее:

-Соответствующая деятельность, выполняемая на аутсорсинге, является основной, приносящей доход, деятельностью, осуществляемой в ОАЭ;

-Лицензиат надлежащим образом контролирует ведение Соответствующей деятельности на аутсорсинге;

-Лицензиат должен предоставить Регулятивному органу отчёт, содержащий информацию об уровне ресурсов, используемых сторонним поставщиком услуг, демонстрируя, что деятельность поставщика услуг, сотрудников, эксплуатационные расходы и помещения находятся в ОАЭ и адекватны по отношению к такой деятельности;

к)Лицензиат должен предоставить Регулирующему органу любую дополнительную информацию, документы или другие записи, которые Регулирующий орган должен обоснованно требовать для принятия решения в соответствии со ст.7 Постановления.

6) при невыполнении компаниями условия приведения своей деятельности в соответствие с Постановлением об экономическом присутствии предусматривается ответственность (статьи 11-14 Постановления):

за отсутствие экономического присутствия компании направляется уведомление (первое сообщение регулятивного органа) с перечнем оснований непрохождения компанией теста на экономическое присутствие; мер, которые нужно выполнить, сроков их выполнения, и налагается штраф от АЕD 10 000 до АЕD 50 000. За невыполнение данных предписаний — второе сообщение, и компании грозят штрафы от АЕD 50 000 до AED 300 000, кроме этого регулятивный орган может приостановить, аннулировать или не продлить срок действия лицензии Лицензиата-нарушителя. Постановление предусматривает возможность апеллировать требования Регулятивного органа и штрафы в судебном порядке (ст.13 Постановления). Также на Регулятивные органы возлагается обязанность сообщать о непрохождении Лицензиатом теста на экономический сабстенс в Министерство финансов, которое, в свою очередь, согласно со ст. 8 Постановления информирует соответствующие иностранные налоговые органы страны, резидентами которых являются бенефициарные владельцы компании;

за неинформирование Лицензиатом Регулятивного органа или за предоставление неточной информации—штраф от АЕD 10 000 до АЕD 50 000.

Все нарушения потенциально являются основанием последующей отмены регистрации Лицензиата.

Период наложения штрафов:

  • административное наказание в соответствии со статьей 10 или статьей 11 Постановления не может быть наложено по истечении шести (6) лет, начиная с даты, когда Лицензиат стал подлежать наказанию;
  • в случае если Лицензиат подлежит наказанию в соответствии со статьей 11 Постановления за предоставление неточной информации, административное наказание не может быть наложено по истечении двенадцати (12) месяцев, начиная с даты, когда неточность была выявлена Регулятивным органом;
  1. Резолюция в дальнейшем может изменяться, дополняться, а также отмечается, что государственные органы вправе издавать уточняющие правила и указания в отношении обязательств, налагаемых Резолюцией.

Как видим, Постановление об экономическом присутствии, вводящее целый ряд новых мер для юридических лиц, претендующих на регистрацию в Эмиратах, аналогично ранее принятому Акту на British Virgin Islands и иных островах. Международным компаниям, особенно холдинговым, у которых открыты компании в ОАЭ, следует тщательно изучить свои структуры в самое ближайшее время, чтобы не стать нарушителем положений новопринятых предписаний Постановления №31 и не нести ответственность. Также всем предприятиям ОАЭ рекомендуется вместе со специалистами проанализировать экономический сабстенс с учётом применения:

  • положений Многосторонней конвенции относительно имплементации мер по предотвращению BEPS (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent BEPS), подписанной ОАЭ 27 июня 2018 г., что может отразиться на доступе к договорным налоговым льготам;
  • правил международного трансфертного ценообразования и требований к документации;
  • иностранных правил противодействия уклонению от налогообложения (например, правило CFC).

В заключение можно добавить, что Эмираты были неоднозначной и дорогой юрисдикцией и ранее, до принятия Постановления. Теперь эта страна может быть интересна только тем, кто не новичок в бизнесе, готов на большой бюджет, и готов переехать в Эмираты. По сравнению с ОАЭ, надёжная и дорогая Швейцария становиться все привлекательнее для регистрации бизнеса.

 

Также читайте:
Оффшор в ОАЭ

Актуальные новости международного бизнеса:
В нашем Телеграм-канале — Offshore news Today