22.02.2013

Последний гвоздь в гроб банковской системы Литвы

13 и 19 февраля 2013 года мы уже писали об УКИО Банке:

Литва: в УКИО банке назначен временный администратор;

Литва: обязательства УКИО банка переданы другому банку.

Но эти новости отражают лишь официальную версию Центробанка Литвы. Давайте же разберемся, как выглядит реальная картина происходящего с очередным литовским банком. Посмотрим, можно так сказать, на другую сторону монеты…

Банк УКИО был достаточно успешным литовским банком и единственным в Литве, в главных акционерах которого числилось физлицо – литовский бизнесмен Владимир Николаевич Романов. Последние пару лет велись плотные переговоры об объединении двух литовских банков: Банка УКИО и Šiaulių bankas. Обычно, любые переговоры сопровождаются документами об активах, количестве клиентов, балансах и т.п. (Вы поймете, почему я акцентирую на этом внимание).  Для равного партнерства в этом объединении у Šiaulių bankas не хватало всего: активов, оборота, клиентов, имущества. Поэтому объединение с юридической точки зрения в данной ситуации можно было рассматривать, как поглощение Банком УКИО небольшого Шяуляй банка. Поскольку переговоры затянулись, можно сделать вывод, что Шяуляй банк предпочитал главенствовать в этом объединении, но денег не хватало…  Но из любой ситуации можно найти выход, особенно если очень хочется этот выход найти.

Помог Шяуляй банку случай или таинственный родственник в определенных правительственных кругах, решайте сами. А я обращусь к фактам. В работе любого предприятия, а особенно такого огромного и сложного, как банк, время от времени могут возникать какие-нибудь недоработки. При этом контролирующие органы обычно указывают на эти недостатки и дают время на их исправление.  Были такие замечания и у УКИО банка, которые в принципе можно было исправить при наличии достаточного времени.

12 февраля Центробанк Литвы приостановил деятельность банка УКИО, а 19 февраля после доклада временного администратора «Правление Банка Литвы признало «Ūkio bankas» неплатежеспособным и навсегда отозвало его лицензию». Очень режет это слово навсегда. Ведь до этого распространялась везде официальная информация, со слов главы Банка Литвы Витаса Василяускаса, что якобы «история Ūkio bankas не повторяет историю банка Snoras, поскольку там была, возможно, преступная деятельность, а здесь — небрежность в выдачах кредитов». То есть речь идет не о криминале, а о небрежности. Почему же тогда банк, представляющий интересы сотни тысяч людей, лишают лицензии навсегда. Это как минимум неадекватная реакция со стороны Банка Литвы, а может и коррумпированный интерес.

13 февраля Шяуляй банк объявляет о том, что пенсионеры с карточками УКИО Банка могут снять в их банкоматах аванс в размере 300 литов (116 долларов США). Если такая плохая ситуация с УКИО банком, как же коммерческая структура решилась без гарантий на такой невиданно щедрый шаг. 116 долларов х 29 000 пенсионеров в УКИО банке =3,364 миллиона долларов. Раньше Шауляй банк не отличался благосклонным отношением к пенсионерам и к их нуждам. В то время как Ukio bankas единственный литовский банк, который не брал с пенсионеров плату за перевод и получение денег.

18 февраля временный администратор представляет в Центробанк Литвы отчет о финансовой ситуации Укио Банка. Фактически за 6 дней команда временного администратора смогла переработать и оценить такую глыбу банковского сектора Литвы, которая имеет одну из самых развитых сетей отделений и банкоматов в стране. А ведь есть еще и иностранные дочерние предприятия у УКИО банка. По-видимому, временный администратор очень спешил. Зачем, спросите вы? Ответ напрашивается сам собой: чтобы никакой другой банк, кроме Шяуляй банка, не успел заявить о своем желании перенять «обязательства и активы неплатежеспособного банка «Ūkio bankas».

19 февраля на официальном сайте УКИО банка появилась информация о том, что решение передать Шяуляй банку дела УКИО банка было «принято с учетом того, что остальные действующие в Литве банки или филиалы зарубежных банков, несмотря на приглашение, не представили временному администратору аналогичных и соответствующих установленным Законом Литовской Республики  о банках требованиям предложений о перенятии обязательств, активов, прав и сделок банка «Ūkio bankas».

Хочется особо отметить личностные качества лиц, которые участвуют по разные стороны баррикады в этом процессе. Владимир Романов в свое время выкупил у литовского государства со всеми долгами клуб «Жальгирис». Не нашлось ни одного литовца, который бы захотел вложить свои деньги в «достояние Литовской республики» при этом понимая, что прибыли это не принесет. Когда начались первые проблемы и конфликты с властью, Романов подарил акции этого клуба игрокам, ветеранам, а не представителям власти.

С другой стороны посмотрим на временного администратора банка Ūkio bankas Адомаса Аудицкаса. Председатель правления Центробанка Литвы назначил ему зарплату в 45000 литов, что составляет 17 435 долларов США. Когда банк успешно работает, то такая зарплата – это внутреннее дело самого банка. Но когда банк по определению государства является «неплатежеспособным», назначать такую зарплату, по крайней мере, неразумно. Если учесть, что деньги из зарплаты берутся из средств УКИО банка, возникает вопрос, зачем такой дорогой специалист нужен клиентам УКИО банка, если они не уверены, что вернут свои деньги.

Временный администратор нанимает для работы в УКИО банке адвокатскую контору Reidla Lejins & Norcous за 100 000 евро в неделю. Как выяснилось, в этой компании он и сам работал, но за полторы недели до своего последнего назначения временным администратором пришлось «уволиться», чтобы простые обыватели не заподозрили его в лоббировании интересов адвокатов.  Кроме того, адвокатская компания в 2009-2011 гг. участвовала в стомиллионных контрактах с Европейским банком реконструкции и развития, который в свою очередь является главным акционером Шяуляй банка. Ранее эта информация о сотрудничестве Reidla Lejins & Norcous  и ЕБРР была общедоступной на сайте адвокатской компании, однако в свете последних событий была удалена. В. Василяускас признался прессе, что господин Аудицкас был нанят временным администратором Банка Укио по предложению партнера этой адвокатской компании господина  Ирмантаса Норкуса.

Просто замкнутый круг. При этом правительство Литвы не видит ничего особенного в сложившейся ситуации. Можно только догадываться, на каком высоком уровне находятся люди, чьи интересы здесь лоббируются. Потому что в цивилизованном мире этот процесс называется смешением интересов.

Глава Шяуляй Банка Аудрюс Жюгжда заявил: “Переговоры начались, мы приложим все усилия, чтобы они состоялись как можно скорее. Пообещать, что мы на этой неделе договоримся, я точно не могу, но мы приложим все усилия, чтобы это произошло». При этом он отметил, что «пока не видел отчет об оценке имущества Ūkio bankas». Давайте теперь вспомним тот факт, что последние два года Шауляй банк мечтал объединиться с УКИО банком. Вы поверите, что глава Шауляй банка не знает реального положения дел и не видел отчет об оценке имущества? Он что, кота в мешке до этого покупал?…

Никто из разруливающих  ситуацию должностных лиц даже не попытался задуматься, сколько людей пострадало в результате ситуации вокруг УКИО банка. Деньги людям могут понадобиться именно сегодня, а не тогда, когда закончится выяснение всех обстоятельств сложившейся ситуации и раздел имущества. Пострадали пенсионеры, которым не на что жить. Пострадали многие обычные граждане, которые копили свои вклады всю жизнь. Боюсь даже предположить, как пострадали корпоративные клиенты, счета которых были в УКИО банке.

Но обдираловка на этом не закончилась.

Согласно Закону Литвы о страховании вкладов, признание банка неплатежеспособным и отзыв лицензии являются страховым случаем. В случае передачи обязательств другому банку, вкладчики и клиенты получают возможность распоряжаться своими счетами и финансами на тех же условиях, что и в УКИО банке. Поэтому из УКИО банка в другой банк будут переданы активы в размере, не превышающем 100 000 евро (страховая сумма согласно Закона о страховании банковских вкладов),  – это по официальной версии.

Давайте присмотримся к этой ситуации. Вполне возможно, что на личных счетах клиентов может находиться сумма, не превышающая 100 000 евро.  И многие клиенты – физлица -«практически» не пострадают. Совсем обратная ситуация сложилась с корпоративными счетами. Для корпоративного работающего счета 100 000 евро – мизерная сумма. Ее обязуются когда-нибудь компенсировать. А остальная, большая часть средств на счете? Получается, что ее возвращать не собираются. Почему? Ведь банк УКИО – не банкрот. Все дела перенимает другой банк Шяуляй. Почему же просто не дать компаниям  работать со своими деньгами дальше, при этом приумножая свои достатки и обогащая при этом банк. Похоже на современную, достаточно цивилизованную, но все же експроприацию под благозвучным разговором о страховании вкладов. Ведь Шяуляй банк деньги возвращает вкладчикам не из страхового фонда, а при этом забирает у УКИО банка имущество, оборотные средства и т.п.  Почему такая недальновидная политика банка? Потому что нормальный бизнес больше не откроет счета в литовских банках. И банковская система будет зарабатывать только на пенсионерах и простых гражданах. Поэтому можно попробовать и оторвать кусок пирога пожирнее напоследок.

Правительство Литвы после ситуации со Снорас Банком и банком УКИО дискредитировало себя и литовскую банковскую систему полностью.  Банковская система без денег, которые зарабатывает бизнес, обречена на прозябание.  А ни одна серьезная компания после случившегося не решится в здравом уме открывать счет в литовском банке. Могу только повторить для литовских товарищей простую народную мудрость: не руби сук, на котором сидишь. А вам, корпоративные клиенты банка УКИО желаю успехов при отстаивании своих интересов в суде. Даже если литовская судебная система прогнется под интересы таинственного хозяина ситуации, это будет лишь необходимым условием для начала обращения в Европейский суд.

QR Контакты