Четвертая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег, принятая в мае 2015 года, привела к сложному регулированию актуальной в настоящее время проблемы отмывания денег и финансирования терроризма на территории Европейского Союза.
По сравнению с предыдущими тремя директивами AML, эта директива создала новую структуру мер и обязательств в целях улучшения предотвращения легализации доходов от преступной деятельности в каждом государстве-члене ЕС.
По сравнению с третьей Директивой AML, в четвертой более подробно регулируется определение бенефициарного владельца юридического лица. Таким образом, в соответствии с четвертой директивой по борьбе с отмыванием денег бенефициарным владельцем юридического лица считается физическое лицо, которое в конечном счете владеет или контролирует юридическое лицо посредством прямой или косвенной собственности процента (обычно 25% и больше) акций, или права голоса, или доли участия в этом предприятии. Если такое лицо не идентифицировано, бенефициарный владелец не записывается в реестр бенефициаров.
Что касается регулирования данного процесса, то четвертая директива AML также ввела обязательство идентифицировать фактического владельца в рамках проверки due diligence. Поэтому, обязанность принять все необходимые меры для проверки и идентификации бенефициарного владельца остается неизменной, как для банков, так и для юридических компаний, занимающихся корпоративным правом.
Исходя из вышесказанного, Чешская Республика и Словакия адаптировали внутреннее законодательство для реализации четвертой Директивы AML и внедрили также систему регистрации бенефициарных собственников в реестре.
Поскольку обе страны внедрили четвертую директиву по борьбе с отмыванием денег немного разными способами, ниже мы более подробно описываем новые изменения законодательства в этих странах.
Меры, которые были введены для реализации четвертой директивы по борьбе с отмыванием денег, также включают обязанность всех компаний и других зарегистрированных юридических лиц собирать и регистрировать данные о бенефициарных владельцах и всех изменениях для того, чтобы эти данные были актуальны и хранились в соответствующем реестре. Новая обязанность регистрировать данные о бенефициарных владельцах была введена с 1 января 2018 года.
Регистрируются следующие данные о бенефициарном собственнике:
– имя и адрес регистрации, местожительство, если оно отличается от адреса регистрации,
– дата рождения
– национальность
– данные по:
– доле права голоса, если бенефициарный владелец принимает непосредственное участие в юридическом лице,
– доля в распределенных фондах, где статус бенефициарного владельца основан на том факте, что этот человек является получателем этих средств,
– другие факты, в которых основание статуса бенефициарного собственника отличается.
Компетентные суды, отвечающие за коммерческий реестр в Чехии, ведут учет данных о бенефициарных владельцах. Эти записи будут электронными и разбиты по зарегистрированным юридическим лицам и трастам (в отдельных файлах). Эти записи не будут доступны для общественности. Доступ к информации по бенефициарам юридических лиц имеют только те органы, которые определяются законом, и лица, которые наделены полномочиями от этих органов.
Бенефициарным владельцем юридического лица считается физическое лицо (лица):
– у кого более 25 процентов прав голоса или доли в уставном капитале
– кто контролирует вышеупомянутое лицо, или
– кто получает не менее 25 процентов прибыли
Что будет, если не внести информацию о бенефициарах в установленные законом сроки? В Чешской Республике предусмотрено, что сначала компания будет вызвана повесткой в суд на слушание для установления дополнительного срока исполнения своих обязанностей в данном вопросе. Если по истечению дополнительного срока компания так и не предоставит информацию в реестр бенефициаров, реестровый суд может назначить штраф в сумме около 4.000 EUR. Если и это не поможет компании выполнить свои обязанности в отношении внесении данных в реестр, суд может принять решение о принудительной ликвидации компании.
Поправка к законодательству Словакии в области AML полностью реализует четвертую директиву по борьбе с отмыванием денег без каких-либо исключений и, таким образом, изменяет, например, систему due diligence и вводит новую систему оценки рисков. Поправка, регулирующая Закон об AML, действует с 15 марта 2018 года.
В соответствии с этой поправкой все компании должны идентифицировать своего бенефициарного владельца и хранить данные о нем в бумажной или электронной форме весь срок действия бенефициарного владельца и через 5 лет после окончания его действия, как бенефициарного владельца.
Поправка к Закону о борьбе с отмыванием денег в Словакии изменяет также другие акты, регулирующие реестры юридических лиц, и условия их регистрации в них. Закон о внесении изменений в Коммерческий реестр является одним из таких актов и вводит обязанность каждого юридического лица, зарегистрированного в Словацком коммерческом реестре, регистрировать идентификационные данные их бенефициарного владельца.
Поэтому, в отличие от Чешской Республики (там информация храниться в отдельном реестре, который ведется работниками суда), Словакия не создала каких-либо конкретных реестров бенефициарных собственников для выполнения обязательств, предусмотренных четвертой Директивой AML, информация храниться в самом корпоративном реестре, привязана к каждой компании, в отдельном окне, и является недоступной для широких масс общественности.
Регистрация данных бенефициарного владельца должна производиться таким же образом, как и любое другое корпоративное изменение, с использованием специальной формы, регулируемой конкретным действием.
Будут зарегистрированы следующие данные о бенефициарном собственнике:
– имя и фамилия,
– дата рождения,
– адрес регистрации или иного места жительства, если отличается от адреса регистрации,
– национальность,
– тип и количество документов, удостоверяющих личность,
– данные, подтверждающие статус бенефициарного владельца.
Аналогично, как в Чешской Республике, данные фактического владельца, зарегистрированные в Коммерческом регистре, не будут общедоступными.
Согласно Закону о борьбе с отмыванием денег в Словакии, конечные бенефициары субъектов, зарегистрированных в публичных реестрах до 31 октября 2018 года, должны быть поданы в соответствующий реестр к 31 декабря 2019 года.
Субъекты, которые будут зарегистрированы в публичных реестрах после 1 ноября 2018 года, должны подать информацию о конечных бенефициарах во время регистрации.
Определение конечный бенефициара проводится по следующим признакам:
– лицо, которое фактически владеет или контролирует юридическое лицо и в пользу которого предприятие осуществляет свою деятельность
– физическое лицо, которое участвует в юридическом лице (прямое или косвенное):
– не менее 25 процентов акций, прав голоса, экономических интересов
– право назначать управляющий или контролирующий орган
– сопоставимый контроль.
Что будет, если не внести информацию о бенефициарах в установленные законом сроки?
В Словакии, в случае если данные о бенефициарном владельце не будут внесены в реестр в установленные законом сроки, суд может назначить заплатить штраф в сумме до 3,310 EUR.
В настоящее время принятые изменения в законодательствах обеих стран не полностью позволяют контролировать процесс внесения информации в реестр по содержанию этой информации, поэтому очень вероятно, что после тестирования данной процедуры на практике, будут приняты новые изменения. Так, не отработана до конца процедура проверки государственными органами обеих стран достоверности предоставленной информации о бенефициарах в реестр. При этом компания фактически выполняет требование о внесении информации в реестр в срок, но информация в этом случае не соответствует действительности. Суд не может наложить штрафы на такую компанию.
Однако, информация о бенефициарах по запросу будет доступна органам, которые по закону AML обязаны идентифицировать своих клиентов. В первую очередь, это касается банков. При открытии счета в банке и изучении корпоративных документов по компании и сверки с информацией из реестра такая недостоверная информация будет сразу же выявлена. Для компаний, которые уже имеют счет в банке, такая сверка с реестром будет обязательна при плановой проверке профайлов компании. Не понятно, будут ли банки ставить в известность реестр о несоответствии информации в реестре действительности, но однозначно, что таким компаниям закроют счета.
Данная статья призвана показать, что начинают работать различные механизмы, которые ведут к прозрачности корпоративных структур. И то, что ранее считалось обязательным требованием бенефициара – наличие номинального сервиса (директора, акционера) – в будущем будет токсичной меткой компании и невостребованной услугой. Но даже при наличии реестра бенефициаров, еще остаются лазейки в законодательстве, позволяющие скрыть для посторонних информацию о конечном выгодополучателе. Так для Словакии такой лазейкой остается компания с негласным акционером. Но в любом решении всегда надо оценивать не только законность решения, его продуктивность, но и экономический смысл.